Зови меня своим именем (Call me by your name)

Несмотря на то, что тема первой любви универсальна, главные герои в фильме – мужчины, поэтому есть вероятность, что не всем он придется по вкусу. Это будет очень зря, и вот почему.

Фильм очень красивый и атмосферный. Снят по роману Андрэ Асимана, эмигранта из Египта, ныне — американского писателя и профессора литературы одного из Нью-Йоркских университетов. Роман, кстати, тоже интересно было прочитать – в нем очень подробно описаны мысли главного героя, от лица которого ведется повествование – 17-летнего Элио (Тимоти Шаламе, или Тимотэ Шаламе, поскольку имя – французское, отец у актера — француз). Если смотреть фильм после прочтения книги, появляется еще один «слой» — мысли Элио. Сюжет фильма соответствует книге, но книга продолжается еще вперед на 20 лет и на мой вкус немного затянута. Фильм показался чуть более целомудренный, чем книга.

Действие происходит в небольшой местечке Крема в Италии летом 1983 года. На виллу, где проводит время профессор-археолог с семьей – женой и сыном Элио, приезжает аспирант Оливер (Арми Хаммер). Каждый год семья приглашает такого аспиранта поработать над своим исследованием на месяц или около того. По фильму у Элио интересная семья. Евреи-интеллектуалы, говорят на нескольких языках, в доме постоянно гости, к сыну не лезут и дают жить своей жизнью.


Здесь, на вилле, разворачивается летний роман Элио и Оливера. В первой половине фильма главные герои друг к другу практически не приближаются. Элио, высокий, сутулый и худой, немного неуклюжий подросток, много читает, расшифровывает музыку, играет на пианино и гитаре, купается и загорает, крутит мелкие романы с подружками, и украдкой разглядывает Оливера, не смея к нему приближаться. Оливер, писаный голливудский красавец (все бы аспиранты были такими!), работает над книгой, помогает профессору с архивами, играет в покер, тоже целуется с местными барышнями и скрывает свои чувства за показной отстраненностью, периодически кидая «Позже!» (Later!) в качестве «до свидания».

На видео — Оливер подает Элио знак, что ему нравится, подобием массажа – а вы бы догадались? Я бы нет!

При этом все по нарастающей идет к тому, что происходит во второй половине фильма, где герои наконец приближаются друг к другу, и им уже друг от друга не оторваться. После нескольких дней вместе в Крема и затем в другом городе Оливер уезжает. Элио очень переживает. Отец Элио дает ему понять, что знает про роман, что такая любовь — настоящая любовь — редка, и это счастье, что она у Элио была. Затем зимой Оливер звонит и сообщает, что помолвлен и скоро женится. Элио плачет.

Сцена с отцом – одна из самых сильных в фильме с моралью принимайте своих детей такими, какие они есть: «Наше тела и сердца даны нам всего на одну жизнь, и это наше дело как ее прожить. Когда мы это поймем, наше сердца уже будут изношены, как и тело, которое уже будет никому не нужным» (на видео — коллаж из фильма, а не сама сцена, на фоне монолога отца):

Несмотря на то, что герои фильма – мужчины, это история первой любви, которая, наверное, была почти у всех. Первая любовь, которая обречена на то, чтобы закончиться и остаться в памяти на всю жизнь – в этом универсальность истории и ее рыдательный потенциал (готовьтесь!). Мне в фильме очень понравились съемки. Режиссер Лука Гуадениньо – мастер создания атмосферы, как в этом, так и в других своих фильмах (например, Я – это Любовь с Тильдой Свинтон). Он, наверное, гедонист, и очень красиво снимает природу, пейзажи, еду. Итальянская дачная жизнь с ее летней негой выступает как бы еще одним героем фильма (сразу захотелось туда).

Понравилась музыка – в фильме звучит как классика (Бах, Равель), так и хиты 1980-х годов (Psychodelic furs «Love my way» и др.). Больше всего понравилось, как показано развитие отношений – недоговоренность, все на полутонах, но все понимают, что происходит, включая родителей Элио.

Сцена, в которой Элио дает понять Оливеру, что влюбился («Я ничего не знаю про вещи, которые имеют значение»).

Несмотря на то, что фильм про любовь, нет графических изображений секса. Режиссер Лука в интервью говорит, что сцены любви «обслуживают» историю, и показ откровенных сцен ничего бы не добавил. Есть в фильме сцены про любовь (намеренно не вставляю, но в Youtube валом). Есть неудобные – но очень трогательные — сцены, например, сцена с персиком. Объяснять не буду, смотрите сами (Наводка – Американский пирог. Но кто не был подростком?!)

Понравился выбор актеров. Оба очень разные, но богически красивы (в моей системе координат).

По игре мне показалось, что Тимоти был убедительнее, чем Арми. На него идеально сел образ угловатого подростка, открывающего свою сексуальность. Такой умный домашний мальчик, образованный, начитанный, говорящий на нескольких языках, который при этом готов броситься в омут с головой нахлынувшим страстям. Арми полагалось быть более сдержанным – он старше, по роли сам находится во внутреннем смятении и периодически спрашивает Элио – нравится ли ему, то ли это, чего он хочет. И игра Арми такая же – как будто все время притормаживает и не до конца раскрывается. В интервью Арми говорил,  что не сразу согласился на роль, что она от него требовала такой степени наготы (телесной и чувств), на которую он не сразу готов был согласится – боялся, что не вытянет. Но режиссер его убедил. Жаловался в интервью, что терпеть не может танцевать, что сцена с танцем – это был сущий ад, так как снималась под утро и без музыки, все были выжаты как лимоны, а он еще и танцевать не любит. Он огромного роста, выглядит на танцполе реально как медведь в посудной лавке, хотя это трогательно J Ходит в фильме в ооочень коротких шортах – ноги у него примерно метра полтора J (режиссер в интервью ржал, что во время пост-продакшна пришлось удалять периодически выпадающее из шорт добро Арми). Динамика развития отношений, тем не менее, была передана обоими актерами отлично. В интервью актеры сказали, что заранее приехали в Крема, много тусовали друг с другом, тк были чуть ли не единственными американцами, и таким образом добились необходимого комфорта для съемок. Также им помогло то, что фильм снимался в хронологическом порядке.

Оливер (Арми Хаммер) танцует (бгг!)

Фильм был встречен критиками на ура, получил много номинаций и призов, включая Оскара за лучшую адаптацию книги в сценарий (или как это называется?). Тимати Шаламе получил номинацию на Оскар как лучший актер (неплохо в 22 года, да?) и еще много чего. Фильм получил отличные отзывы критиков (10-минутные овации на Нью-Йоркском кинофестивале Сандэнс, 95% положительных отзывов на Rotten Tomatoes и рейтинг 8.7 из 10) и довольно успешен в прокате (пока заработал около $30 миллионов при бюджете в $3,5 миллиона). В Росси, правда, отзывы не настолько восторженные (7.6 из 10 на Кинопоиске).

Фильм рекомендую посмотреть всем, кто может смотреть в суть вещей, не обращая внимание на то, что отношения – однополые. Вспомните свою первую любовь или не первую, но такую же сильную, или закончившиеся отношения. Такая хорошая человеческая история, встроенная в контекст неги итальянского лета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*