Забытые имена. Андрей Файт

Давно хотела сделать пост про этого забытого, но яркого и фактурного актёра первой половины 20 века. Андрей Андреевич Файт, как его называли, «главный злодей советского кино», Нушрок и Магрибинец из популярнейших детских сказок….

Я симпатизирую ему с детства. Демонический Нушрок из «Королевства кривых зеркал» меня покорил..) Считала и до сих пор считаю их тандем с Лидией Вертинской одним из самых эффектных в кино.

В «Волшебной лампе Алладина» не менее яркий образ Магрибинца. Другой, более сложный и многогранный, с проблесками комедийных красок. В детстве я не понимала, что две эти сказочные роли сыграны одним актёром.

К сожалению, только эти две роли из арсенала Файта известны массовому зрителю. Хотя, кому-то удавалось опознать актёра в том самом продавце лотерейных билетов из «Бриллиантовой руки»….»Кто возьмёт билетов пачку, тот получит водокачку!». Он же мелькает и в ресторане «Плакучая ива».

Не люблю искать оправданий, но Андрею Андреевичу действительно не очень повезло в актёрской карьере. Он родился не в то время и не в том месте. Расцвет его карьеры пришёлся на 30е-50е годы советского кино, когда герой был совсем другой: парень славянской внешности, выходец из рабочей семьи, ударник труда… Артисту с внешностью Файта оставалось довольствоваться только отрицательными ролями или эпизодами. У него и правда ярко выраженная фактура отрицательного героя. Ну или какого-то очень благородно-аристократического.

Интересное у него было лицо, красивое, хотя и на любителя.  Таких уже и не встретишь. Думаю, сейчас такой типаж мог бы быть очень манким и востребованным для многих проектов, а уж на западе-тем более! Шикарный типаж для каких-нибудь сериалов про Средневековье, например.

Файт был одним из немногих артистов, кто сумел «перепрыгнуть» из немого кино в звуковое. Я смотрела с ним не один фильм, и не скажу, что считаю его великим артистом. Бывали в его игре самоповторы, штампы из немого кино…. Но одно скажу точно: его герои всегда запоминались. Иногда больше, чем положительные и мелькающие в каждой сцене.

Немного биографии: Родился в Нижнем Новгороде 16 (29) августа 1903 года. Происходит из немецкого купеческого рода, переселившегося в Россию в 1812 году. Его отец, Андрей Юльевич Фейт (1864—1926), был врачом, активно занимался политикой, стоял у истоков организации  «Группа Народовольцев», подвергался арестам, неоднократно был сослан в Сибирь.Мать Андрея Файта, Анна Николаевна (1867—1929), активно помогала мужу и также преследовалась властями. Во время очередной ссылки в  в 1905 году отцу Андрея Фейта удалось при помощи своих пациентов бежать во Францию. Вскоре за ним последовала и жена с сыновьями. Жили в русской колонии под Парижем, будущий актёр учился там же в лицее. В Москву семья вернулась в 1914 году.

Андрей Файт-выпускник первого актёрского курса ВГИКа. В кино снимался с 1924 года. Первая жена-актриса немого кино Галина Кравченко, однокурсница. Вторая жена-Мария Николаевна Брилинг, дочь одного из ведущих российских учёных в области автомобилестроения. Сын Юлия Файт-кинорежиссёр, самый известный фильм-«Пограничный пёс Алый». Был лучшим другом Геннадия Шпаликова, однокурсником Шукшина и Тарковского.

А ещё Андрей Андреевич прекрасно писал. В сети можно найти заметки, которые он публиковал уже в конце жизни в «Советском экране».

Цитаты:

«В пятнадцать лет я «издал» сборник стихов. Назывался он «Каскады страсти». Сборник объединял десять стихотворений и был отпечатан на машинке в количестве тридцати экземпляров. Эпиграф был кратким, но многообещающим: «В руки твои — каскады души моей». Право, не знаю, в чьи руки это предназначалось. Обложка каждого экземпляра была от руки разрисована автором. Сборник был распродан на одном школьном вечере. Никому из школьного начальства не пришло голову прекратить это безобразие. Очень надеюсь, что к настоящему времени ни одного экземпляра не сохранилось. Никаких неприличностей сборник не содержал, но он с совершенной очевидностью свидетельствовал не о безнравственности, а о бездарности автора в поэтическом отношении».

«Картина «Пышка» была моей последней немой картиной. Почти одновременно я снимался в первой своей звуковой картине, в «Великом утешителе» Льва Кулешова. Это время и явилось для меня тем рубежом, когда надо было окончательно освобождаться от много неверного и находить нечто новое, во многом для меня неизвестное. Я пытался добиться этого и раньше. Но это очень трудно. Это вроде как курение — гораздо легче научиться, чем бросить. Я не вправе считать себя учеником Рома, но я многим обязан ему в этот трудный для меня период.»

«Меня всегда спрашивали, почему я играю отрицательные роли. Трудно ли это? Ну конечно, приятно играть героя. Ловить обращенные на тебя восхищенные взгляды, особенно в молодости. Мне это не знакомо. На экране я организовывал заговоры, руководил шпионажем и диверсиями. А в самый решительный момент, когда, казалось, я вот-вот достигну своей цели, мои планы неизменно проваливались, и я нес заслуженное наказание. И в зале раздаются аплодисменты, адресованные опять же не мне, а герою. Когда актеру предлагают роль положительного персонажа, его современника, он имеет полную возможность познакомится с прообразом своего героя. Он может поехать на завод или в воинскую часть, в колхоз или НИИ. Актер может все узнать о его работе и даже подметить его вкусы, привычки. Но вот вам поручают роль, скажем диверсанта. Познакомиться с ним «на работе» вы не можете. А когда он разоблачен, он уже не работает, а просто сидит в соответствующем месте. Приходится прибегать к документам, соответствующей литературе и собственной фантазии. Это трудно, но интересно».

В конце жизни Андрей Андреевич всё-таки сыграл главную положительную роль. Правда в малоизвестном телевизионном фильме «Гончарный круг». Ему досталась роль деревенского гончара-самородка. Удивительно, но всегда аристократичный и несколько аффектированный в духе немого кино Файт сумел перевоплотиться в простого крестьянина, сыграть его сдержанно и с достоинством. Думаю, это лучшая его роль. Фильм не очень интересный, но приятный и душевный. Из числа тех, что очищают душу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*