В преддверии Оскара (рецензии без спойлеров) — ФОРМА ВОДЫ

Я всегда старалась не судить те фильмы, которых не видела. И уж тем более, обсуждать и, быть может, даже осуждать присуждение наград тем работам, с которыми не знакома. И не знаю, взросление это, блажь ли это или попросту мне нечем заняться, но в этом году я решила, что к «Оскару», раз уж я все равно его смотрю, сформирую своё мнение о каждом из фильмов, представленных в номинации «Лучший фильм» (все же на все категории у меня времени не хватило, хех).

Сразу оговорюсь, я не кинокритик и на звание не претендую, у меня нет соответствующего образования и так далее, потому все ниже написанное — совершенно субъективное мнение, которое может не совпадать с вашим. Зачем тогда писать пост? Хочется поделиться мнением и услышать чужое мнение (только не кидаться тапками, договорились?)

Кроме того, рассказать о своих впечатлениях я постараюсь без спойлеров.

Итак, поехали. Чтобы не загружать вас пересказом сюжета, который многим известен, буду прикреплять трейлеры.

Начну с парада «провинциальной Америки». Почему так? Потому что действие сразу трех фильмов, представленных в этой категории происходит не в Лос-Анджелесе, не в Нью-Йорке, а в городах, далеких от центра. И так интересно замечать, как по-разному режиссеры видят такую Америку.

И серию моих постов-рецензий открывает «Форма воды»

Если бы меня попросили описать этот фильм одним словом, это было бы слово «сказка». Если бы мне разрешили добавить к описанию ещё пару слов, получилось бы парадоксальное «детская сказка со сценами для взрослых».

Сюжет показался мне достаточно простым и несколько банальным: с первых минут знаешь, какой будет завязка, какой будет кульминация и какой будет развязка. Я не говорю, хорошо это или плохо. Это просто факт — сюжет незатейливый, и никаких неожиданных поворотов лично я для себя не нашла. Но в этом весьма легко найти плюс: сюжет не отвлекает, если так можно выразиться, от атмосферы фильма. Впрочем, весьма очевидно, что именно на атмосферу, ее волшебное очарование и делался упор.

Атмосфера фильма и вправду замечательно выдержана: от начала и до конца. У этой киноленты есть свой стиль — просматривается почерк мастера, его создавшего. И если описывать настроение картины ассоциациями, то это — американский мюзикл с налётом французской утонченности, которая вуалью ложится почти на все французское фестивальное кино. Главная героиня, хоть и американка середины 20 века, в первых кадрах стала для меня некоторым оплотом этого французского настроения, красной ниточкой протянутого через весь фильм. Но французского в этом супе — щепотка соли и специй, все остальное — традиции американских мюзиклов, которые будут то тут, то там возникать, выпрыгивать даже по мере развития сюжета. И нет, герои тут не поют и не танцуют (ну, может, совсем чуть-чуть — все равно недостаточно, чтобы это стало настоящим мюзиклом).

В фильме Америка — та самая традиционная послевоенная Америка, где так важны «американская мечта», космическая гонка и гонка вооружений, где женщины — в милых платьях, а мужчины — на красивых автомобилях. В целом, вся картинка показана в приглушённых, нежных тонах, потому ощущение того самого «американского ретро» не отпустит до конца фильма, и единственный цвет, который будет показан ярким — голубой. Нетрудно догадаться из названия фильма, почему именно.

Вода вообще в фильме повсюду, что и не должно быть удивительно: уже первые сцены включают в себя варящиеся яйца в бурлящей воде, воду в ванной главной героини, а потом будет вода в заливе, дождь, вода в ведрах уборщиц… в общем, везде. Куда сильнее удивляет то, что помимо воды в фильме появляется определённый символ — ключевая, так сказать вещь, которая очень индивидуализирует фильм. Вне зависимости от того, нравится мне фильм в целом или нет, мне всегда импонирует наличие вот таких вот небольших символов — в данном фильме это варёное куриное яйцо. Маленькая деталь, но именно благодаря таким маленьким деталям многие фильмы становятся вкусными.

Если же говорить о персонажах в целом, то они традиционно сказочные и словно сбежали из мультфильмов Диснея в фильм-номинант на «Оскар»: на стороне добра — главная героиня-золушка, у неё есть мышки-помощники, принц, пусть и весьма своеобразный, и, конечно же, главный злодей, который любыми способами пытается помешать обрести главным золушке и принцу счастье, специально или же нарочно.

Что уж сказать, персонажи до нельзя карикатурные, мораль и их поведение выпячено до невозможности. Главная героиня — это неприметная мышка-норушка, но в то же время она невероятно особенная, можно сказать даже, странная настолько, чтобы полюбить «неведому зверушку» причём не только в платоническом, но и в очень даже физическом смысле. Если говорить честно, то ничего, кроме как раздражение, она у меня не вызывала, потому что она слишком не от мира сего — создатели фильма буквально бросают вам в лицо эту ее странность, непохожесть. Они берут контраст между ней и обычными женщинами и тычут вам этим контрастом в лицо, хлещут по щекам, пока вы не произнесете «Да, да, она совершенно особенная, непохожая на остальных, поехали дальше».

С главным злодеем та же история. У него есть даже пресловутая квадратная челюсть, как у злодеев из старых фильмов, и в этом мужчине вы абсолютно не найдёте полутонов. Его злодейства опять же суются вам прямо под нос. Если подвести итог об образах главных персонажей, можно сказать следующее: создатели фильма вам не дадут ни единого шанса сформировать собственное мнение, они буквально его навязывают, и в конечном итоге отклониться от заданной траектории попросту невозможно, потому что некуда.

В этом плане второстепенные персонажи (те самые мышки-помощники) показались мне куда интереснее. Для меня своей яркостью главную героиню абсолютно затмилась ее подруга в исполнении Октавии Спенсер. Она — столп юмора этого фильма, в ней нет ни капли этой меланхоличной и инфантильной «французскости», и именно поэтому я ждала именно ее появления в любой из сцен. Эта героиня добавляла фильму динамики, которой, к слову, ему очень уж не хватало.

В итоге, фильм, как бы противоречиво это не звучало, показался мне нудноватым при том, что сюжет оказался чересчур уж скомканным. Не знаю, как точно описать, чего именно мне не хватило, но к концу просмотра я осталась с ощущением, будто пару раз выходила из зала, пропуская какие-то сцены, но, могу вас заверить, я смотрела фильм от начала до конца, ни на что не отвлекаясь.

Рейтинг показался мне неоправданным. Скажу кратко, сцены, которые и подняли планку возрастного ценза до 18+, показались мне лишними, будто не знали, чем занять время и как заинтересовать фильмом взрослых при наличии такого сказочно-детского сюжета. И да, тему противостояния маленького человечка большой страшной системе я тоже увидела, но опять же, раскрыта она весьма и весьма в банальном стиле, учитывая нарочитую вычурность главных персонажей.

Кому все-таки может понравиться фильм? Определенно не тем, кто ищет сочный сюжет. На этот фильм следует идти за атмосферой, сказкой и красивыми американо-французскими картинками и звуками, по которым может истосковаться душа взрослого человека.

P.S. Спасибо за внимание тем, кто все-таки дочитает пост до конца, и дайте мне знать, имеет ли смысл делать такие посты по остальным фильмам в этой номинации и понравилась ли вам такая вот рецензия от непрофессионала 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*