Советские сказочники — режиссеры

Вы заметили, что сейчас в нашей стране никто не снимает детского кино? Мультфильмы да, снимают, точнее рисуют. А вот с детским кино давно покончено. Попытку его возродить принял Дисней с фильмами-сказками «Книга мастеров» и «Последний богатырь». Удачно ли — не мне судить. Но на этом с настоящими детскими фильмами пока все.

С точки зрения «правильности» и «выгодности» ведения соответствующего бизнеса все логично и объяснимо. И беда здесь не только в том, что режиссеры разучились снимать добротные фильмы, рассчитанные на возраст «до 12» или «до 16», но и в том, что юные зрители отвыкли такие фильмы смотреть. Точнее им просто не знаком это жанр, им привычнее рисованый Пиксар, Дисней с Марвелом наперевес (их я ругать не хочу ни в коем случае, сама люблю их мультики, Валли ванлав и залипаю на Тора со Старком)

Но печаль моя в следующем: сейчас уже очень трудно будет сделать так, чтобы в детство наших детей и внуков пришли новые Фрэз,  Роу, Птушко, Юзовский. Да и актеров, тех, что помогали им в создании этих чудесных сказок, почти не осталось в живых…

В одной из своих статей, посвященных детскому кинематографу,Митта очень точно подметил:
«Мне кажется, что в художнике, работающем для детей, живут два существа — неумирающий ребенок и несостоявшийся учитель. Ребенок, которому никак не удается раствориться в этом плотном взрослом существе, полном возмутительных компромиссов. Учитель, которому очень хочется объяснить всем что-то очень важное, то, что они без него не поймут или поймут не так скоро».
Это двуединство, пожалуй, идеально выражает самую суть творческой и человеческой личности этих режиссеров. И лучшее тому доказательство — их фильмы. Стать таким художником, наверное, невозможно. Им нужно родиться.

Этим постом я хотела бы вспомнить про этих чудесных режиссеров-сказочников, благодаря которым наши родители, у кого-то бабушки, а кто-то сам (на сплетнике сидят разные поколения) когда-то замирал в кинотеатрах, у экранов телевизоров и оказывался в сказке.

Каждый их них был уникален. Они были новаторами и привнесли в советские кино очень много нового, их идеи брали на вооружение американские режиссеры, а их фильмы, казалось бы детские, брали награды на крупнейших международных фестивалях. 

Александр Лукич Птушко 
(6 апреля 1900, Луганск — 6 марта 1973, Москва) — советский кинорежиссёр, кинооператор, мультипликатор, сценарист, художник, мастер сказочного жанра в кино. Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии первой степени. 



1929 Сто приключений (анимационный)
1932 Властелин быта (анимационный)
1935 Новый Гулливер
1938 Веселые музыканты (анимационный)
1939 Золотой ключик — МКФ в Югославии (Почётный диплом режиссёру, фильм «Золотой ключик»), 1956 год
1942 Секретарь райкома (комбинированные съемки)
1942 Парень из нашего города
1944 Небо Москвы
1946 Каменный цветок
— МКФ в Канне (Премия жюри за лучшее цветовое решение, фильм «Каменный цветок»), 1946 год
1948 Три встречи
1952 Садко
— МКФ в Венеции (Приз «Серебрянный Лев Святого Марка», фильм «Садко»), 1953 год
1956 Илья Муромец — МКФ в Эдинбурге (Почётный диплом, фильм «Илья Муромец»), 1958 год
1958 Сампо (СССР, Финляндия)
1961 Алые паруса
1964 Сказка о потерянном времени
— МКФ фильмов для детей и юношества в Готвальдове (Приз режиссеру, фильм «Сказка о потерянном времени»), 1965 год
1966 Сказка о царе Салтане
1967 Вий
(сценарий, досъемка и окончательный монтаж)
1971, 1972 Руслан и Людмила — МКФ детских фильмов в Салерно (Спец. премия жюри, фильм «Руслан и Людмила»), 1976 год

Уже достаточно прочитать список фильмов, да? И половина из них всплывает в памяти у большинства из нас, сколько бы лет нам ни было на сегодняшний день. 

До прихода в кино Александр Птушко успел освоить много специальностей — он работал корреспондентом в газете, актером, художником—декоратором, мастерил куклы, а с 1923—го по 1926-й год учился в Московском институте народного хозяйства. 
Энтузиастом объемной анимации в России того времени был Юрий Александрович Меркулов, передавший свою мастерскую Птушко, работавшему у него конструктором кукол. В свою очередь, Птушко, продолжая традиции Меркулова, собирал в мастерской мастеров, занимавшихся в то время в СССР объемной мультипликацией. В 27 лет Птушко дебютировал в кино в качестве режиссера—аниматора, поставив серию мультфильмов с участием персонажа Братишкина, который вначале был куклой, а потом был заменен плоской фигуркой. В 1932 году режиссер снял первый звуковой объемно—мультипликационный фильм «Властелин быта», но наиболее значительной работой того времени в 1935 году стал его первый полнометражный фильм с объемной анимацией «Новый Гулливер» по мотивам романа Джонатана Свифта, в котором наряду с 1500—ми куклами играли актеры, и были применены оригинальные методы комбинированных съемок. 

Для работы над фильмом Птушко удалось объединить практически всех художников, работавших в области объемной мультипликации СССР того времени. Их работа взбудоражила мир кинематографистов не меньше, чем «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна и «Белоснежка и семь гномов» Диснея. Глядя на созданный Птушко лилипутский кордебалет, отплясывающий под хит «Моя лилипуточка, приди ко мне!» — патриарх советской мультипликации Иван Иванов—Вано писал: «В «Гулливере» он применил столько новых, оригинальных приемов съемки, создал столько занимательных конструкций и приспособлений, что ими до сего времени пользуются на кукольных студиях нашей страны…». 

После создания фильма «Новый Гулливер» Птушко стал руководителем художественно—производственного объединения объемной мультипликации «Мосфильма», которое ежегодно выпускало по несколько картин. Птушко с помощниками снял фильмы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Веселые музыканты» и насыщенный трюками фильм «Золотой ключик». Анимация в нем занимала менее значительную роль, но совмещенные и комбинированные съемки снова поражали профессионалов, не говоря о зрителях. 

Роли кукол в фильме исполняли актеры, но на экране они были в несколько раз меньше, чем обычные исполнители. При необходимости включить в один кадр «кукол» и людей Птушко обратился к способу «перспективного совмещения», который настолько творчески, оригинально и эффективно раскрыл новые изобразительные возможности кино, что фильм и сегодня остается образцом уникального режиссерского и операторского решения сложнейшей художественной задачи при минимальном и эффективном использовании постановочных средств. 

Во время войны Птушко работал на Центральной объединённой киностудии в Алма—Ате, руководил трюковыми и комбинированными съемками ряда картин. С его участием создавались батальные сцены фильмов «Зоя», «Секретарь райкома», «Небо Москвы», «Парень из нашего города».
Сразу после победы Александр Птушко решил заняться созданием сказок, наряду с другим, не менее выдающимся режиссером — Александром Роу. Однако в фильмах Роу на первом месте стояло неторопливое повествование о победе добра над злом, а Птушко оттачивал новые приемы, и снова реализовывал смелые идеи в области комбинированных съемок и спецэффектов. 
За фильм—сказку «Каменный цветок» он получил Государственную премию и приз за цвет на I Международном кинофестивале в Каннах. Следующий фильм Птушко — «Садко» — завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актеров мира полувековой истории кино. 

Вышедший в 1956 году первый отечественный широкоэкранный фильм со стереозвуком «Илья Муромец» был внесен в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку, в которой участвовало более 104 тысяч статистов одновременно. 

Позже Александр Птушко снял комедию «Сказка о потерянном времени». Я в детстве очень любила этот фильм, он немого занудно-поучительный, но добрый и правильный. Технология Бенжамина Баттона, правда с быстрым старением/омоложением была отработана еще Птушко))

Потом им были экранизированы «Алые паруса» Грина. История Александра Грина в трактовке Птушко лишилась своей воздушно—зыбкой атмосферы и превратилась в сентиментальную мелодраму. Поначалу критика ругала картину за слишком яркий цвет, тяжеловесность игры многих актеров второго плана и за прямолинейность режиссерских ходов. При всем этом выбор юной Анастасии Вертинской на роль Ассоль, оказался точен. 

В 1966 году Птушко стал прекрасный фильм «Сказка о царе Салтане» — одну из лучших экранизаций сказок Пушкина. 

Так же им был написал сценарий по гоголевскому «Вию». Поручив съемки молодым режиссерам, он взял над ними творческое шефство. Но режиссеры не справились, и Птушко пришлось доснимать и монтировать фильм самому. Благодаря этому «Вий» долгие годы оставался и остается первым и единственным отечественным фильмом ужасов, впечатляющим российских зрителей. 

Вершиной карьеры Птушко стал его последний фильм «Руслан и Людмила». Невероятные декорации, впечатляющая говорящая голова, подземные гиганты и летающий карлик Черномор — каждый новый кадр нес в себе сказочное превращение. Однажды в Луганске Птушко влюбился в девушку, и пригласил ее на свидание. Девушка ответила: «Приду, если подаришь мне попугая в золотой клетке с гроздьями винограда». Тогда Птушко вынул из материнского корсета несколько стержней, и сделал из них золотую клетку. Потом поймал голубя, приделал ему хохолок и хвост, раскрасив птицу под попугая. На веточки надел сливы — и получился виноград. Когда для одной из сцен в «Руслане и Людмиле» нужны были 300 попугаев — «Мосфильм» потратился лишь на несколько десятков. Остальных, благодаря фантазии Птушко — изображали голуби, разукрашенные бутафорами. 

Соратники Птушко вспоминали о нем как о легком и остроумном человеке. Снимая многотысячные массовки, сооружая грандиозные декорации, Александр Лукич мог и пошутить, но в гневе он был страшен. Мог ругаться: «Бизоны! Кретины! Носороги! Работать не умеете!» А еще рассказывают, что, когда Птушко хвалили за очередной фильм или трюк, он спокойно замечал: «Ничего удивительного, ведь я — обыкновенный гений». 

Фильмы Птушко попали в прокат в США. Американский продюсер Роджер Корман увидел картины советского режиссера еще в конце 1950—х и начале 1960—х годов и приобрел права на показ фильмов. После небольшой монтажной доработки фильмы «Садко» и «Илья Муромец» были показаны американским зрителям. Правда, американцы познакомились с историей Садко после перемонтажа, сделанного Фрэнсисом Фордм Копполой и под названием «Волшебное путешествие Синдбада», а о подвигах Ильи Муромца узнали из фильма «Камень и дракон». По мнению Роджера Кормана, эти поправки были необходимы, так как имена былинных богатырей, известные каждому русскому, ничего не говорили американцам. 

Леван Шенгелия рассказывал: «Я стал свидетелем его разговора с американскими прокатчиками, купившими «Илью Муромца». Они несколько сократили картину, убрали некоторые затяжные вещи, с которыми сам Птушко не мог расстаться. И Александр Лукич был в восторге от их редакции, он благодарил за талантливый монтаж его собственной картины. Такое в мире кино встретить невозможно». 

Спецэффекты, разработанные Птушко для фильма «Илья Муромец» позже позаимствовали американские режиссеры Стэнли Кубрик для съемок «Космической одиссеи», Терри Гиллиам в «Приключения барона Мюнхгаузена» и многие другие режиссеры.

Умер выдающийся режиссер в Москве 6 марта 1973 года. 

Способность киностудии «Мосфильм» сравнительно дешево достигать впечатляющих даже Голливуд зрелищных эффектов (за счет привлечения огромной армейской массовки и подготовки всех декорационных макетов и моделей разных чудовищ практически вручную) была утрачена после смерти Александра Птушко в 1973 году. В этом же году скончался и Александр Роу, работавший на студии имени Горького. После чего красивые сложно—постановочные сказки выпали из репертуара студий страны. 

Александр Артурович Роу
8 марта 1906, Юрьевец Костромской губернии — 28 декабря 1973, Москва.
Не одно поколение детей выросло на его волшебных фильмах!

«По щучьему веленью» (1938)
«Василиса Прекрасная» (1939)
«Конёк-Горбунок» (1941)
 «Кащей Бессмертный» (1944)
– сказка была снята в войну, так Александр Роу в иносказательной форме описывает события Великой Отечественной Войны: «Как гром с ясного неба упал на Русь Кощей Бессмертный, поджег наши дома и хлеба, людей повырубил и жен живыми угнал многие тысячи».
«Майская ночь, или Утопленница» (1952)
 «Тайна горного озера» (1954)
«Драгоценный подарок» (1956)
«Новые похождения Кота в сапогах» (1958)
 «Марья-искусница» (1960)
«Хрустальный башмачок» (1960)
– фильм-балет о Золушке, поставленный А.Роу совместно с балетмейстером Ростиславом Захаровым.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)
«Королевство кривых зеркал» (1963)
«Морозко» (1965)
– легендарный фильм-сказка. Фильм получил престижную и заслуженную награду – Лев Сан-Марко — Гран-при Венецианского кинофестиваля, 1965 год
«Огонь, вода и… медные трубы» (1968)
«Варвара-краса, длинная коса» (1969)
 «Золотые рога» (1972)
– последняя сказка, поставленная Роу.
 «Финист — Ясный Сокол» (1975) был снят по сценарию Роу режиссером Геннадием Васильевым.

К сожалению, у режиссера, создавшего лучшие фильмы для детей, своих детей не было, и его жизнь совсем не была похожа на сказку, хотя фантастических поворотов в ней было предостаточно.

Его отцом был ирландец Артур Говард Роу (Rowe) — ирландский инженер, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство. Женился на гречанке. В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив в России семью.
С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери — он торговал мелкой кустарной галантереей. Окончил семилетку и по совету матери, поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году).

Работал на киностудии «Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова на съёмках фильмов «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1937) и у других режиссёров.
С 1937 года — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудии имени Горького).
Один из немногих отечественных режиссёров, посвятивших свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок.

Александра Роу справедливо называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить только имя Александра Птушко). Выход на экраны в 1938 году первой работы Роу «По щучьему велению» был встречен с настороженностью — не мистика ли это? Что за намеки за некую волшебную силу?
Спецэффекты в его работах были по тем временам удивительными: самодвижущаяся печь, идущие сами ведра с водой, складывающиеся дрова и т. д. По его заказу волшебную печь создали московские инженеры, внутри нее было место для водителя и пиротехническое устройство – чтобы печь выпускала клубы пара. Но самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку: о борьбе добра и зла, самоотречённости и родной земле.

Роу снял «Василису Прекрасную» 1939 год, где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров (который намного позже снимется в «Садко» у Птушко), а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. В мастерской игрушек в Загорске по его просьбе изготовили 11-метрового Змея Горыныча для сказки «Василиса Прекрасная». Приводить его в движение должна была целая команда из 20 человек. Дуэт Столярова и Милляра имел продолжение в «Кащее Бессмертном», где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики.

От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Александра Роу называли первым киносказочником страны, и на это были свои основания. Во многом он был первопроходцем – отказавшись от рисованной анимации в детских фильмах, он все творческие задачи возложил на плечи актеров. 

Александр Роу на съемках фильма *Морозко*, 1964

Из-за этого на Роу частенько обижались актёры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — всё. А на их недоумённые возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актёрское образование». С первого же фильма «По щучьему велению» режиссер сформировал собственную команду, с которой проработал не один десяток лет.

1961 год, кстати, осенить себя крестом с помощью стопки с водкой — цензоры проспали

По словам оператора Леонида Акимова, у Александра Роу «был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей, а вот к новичкам Роу относился довольно подозрительно». Актер Георгий Милляр стал не только бессменным участником его команды, но его другом. Благодаря Роу Милляра стали называть заслуженной Бабой Ягой советского кино – именно в этой роли он больше всего впечатлил маленьких и взрослых зрителей. Иногда в одном фильме ему доставалось сразу 2-3 образа.

Александр Роу на съемках фильма *Золотые рога*, 1972

Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию. 

Режиссер на съемках фильма *Новые похождения кота в сапогах*, 1958

Фильм-сказка стал для Роу тем единственным жанром, в котором можно было бы избежать идеологической подоплеки. Свои задачи он видел совсем в другом: «В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений – этого дети не любят, – писал Роу. – Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностей, а иногда и просто в смешных ситуациях. Кино – искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача – взволновать юного зрителя судьбой героев, заставить его кого-то полюбить, а кого-то возненавидеть…».

Кадр из фильма *Королевство кривых зеркал*, 1963

Но даже самые лучшие фильмы Роу вызывали недовольство руководства: за «Королевство кривых зеркал» режиссер получил строгий выговор из-за того, что отрицательных персонажей сыграли самые яркие актеры, и в результате силы зла выглядели привлекательнее, чем силы добра. Признания он добился только во второй половине 1960-х гг., когда его фильм «Морозко» получил главный приз на кинофестивале в Венеции, а в 1968 г. ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Александр Роу на съемках фильма *Морозко*, 1964

Лучший фильм Александра Роу «Морозко» наглядно демонстрирует всё перечисленное выше. Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов. С каждой новой сказкой Роу ездил по московским кинотеатрам, школам и пионерским лагерям, где с упоением рассказывал о возможностях кино, о своих любимых актерах и любви к родному краю.
Сказки Роу пользовались огромным успехом не только в СССР, но и за рубежом. В США «Марья-искусница» и «Морозко» с успехом вышли в прокат, а Стивен Спилберг говорил о советском режиссере с восхищением: «Это настоящее самостоятельное культурное явление, которое никому еще повторить не удалось!».

Илья Абрамович Фрэз
20 августа (2 сентября) 1909, Рославль, Смоленская губерния — 22 июня 1994, Москва.

1939 — Станица Дальняя (второй режиссер)
1944 — Зоя (второй режиссер)
1945 — Слон и веревочка
1948 — Первоклассница
1955 — Васёк Трубачев и его товарищи
1955 — К новому берегу
(второй режиссер)
1957 — Отряд Трубачева сражается (сценарий и режиссер)
1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва
1960 — Рыжик
1962 — Я купил папу
1965 — Путешественник с багажом
 (сценарий и режиссер)
1967 — «Я вас любил…»
1970 — Приключения жёлтого чемоданчика
(сценарий и режиссер)
1972 — Чудак из пятого «Б»
1975 — Это мы не проходили
 (сценарий и режиссер)
1977 — Хомут для Маркиза
1980 — Вам и не снилось 
(сценарий и режиссер)
1983 — Карантин
1985 — Личное дело судьи Ивановой

«Слон и веревочка»

Илья Абрамович Фрэз — один из главных классиков советского детского кино. Фильмография Фрэза — это отражение того, как в советском обществе относились к детской тематике. До начала Оттепели дети в кино изображались шаблонно, упрощенно, как уменьшенные копии образцовых взрослых граждан Советского Союза. Даже если по сюжету происходит война, то мы видим войну понарошку, словно детскую игру в казаки-разбойники.
В 60-е и 70-е кино представило всё разнообразие детской жизни: детский сад, школа, пионерский лагерь, ремесленные училища и т.д. Жизнь ребенка была насыщенной и наполненной маленькими приключениями. Только вот изображался этот «детский мир» чересчур комедийно, несерьезно. 

«Первоклассница»

Отношение к юношеской проблематике резко начало меняться в конце 70-х, а в 80-е и вовсе стали появляться шокирующие консервативную публику молодежные ленты. Огромная армия родителей вдруг узнала, что их дети могут влюбляться и самостоятельно принимать ключевые жизненные решения. Вот краткий обзор развития детского советского кино. Илья Фрэз в этом смысле уникален, по его картинам можно отследить восприятие детей, какие-то рядовые бытовые моменты, саму жизнь в СССР.
Илья Фрэз в своем творчестве прошел через все его этапы, и сейчас все его работы — от ранних соцреалистических до поздних остро-молодежных — воспринимаются как исключительно качественные, искренние, увлекательные истории о детях.

«Я купил папу»

В 1943 году Илья Фрэз перешел работать на киностудию «Союздетфильм». И с этого времени полностью посвятил себя детскому и юношескому кино. Его первые режиссерские работы — фильмы «Слон и веревочка» и «Первоклассница» с Натальей Защипиной в главной роли. Эти кинокартины мгновенно стали сверхпопулярными среди советских детей. А по показу «Первоклассницы» можно было почти со стопроцентной уверенностью определить, что на дворе 1-е сентября.
Следующим киношедевром Ильи Фрэза стала дилогия «Васек Трубачев и его товарищи» и «Отряд Трубачева сражается». Наряду с «Неуловимыми мстителями» в героев фильмов Фрэза играли во дворах все советские мальчишки школьного возраста, что является самым ярким доказательством режиссерского таланта.
После школьников, ремеселенников и беспризорников Илья Фрэз обращается к другой социальной группе — детсадовцы. «Я купил папу» — очень милая и смешная история о том, как мальчик, воспитываемый матерью — без отца, прогуливает детский сад и идет в универмаг, чтобы буквально купить папу — за 20 копеек. Как ни странно, ему это удается.
О том, что Илья Фрэз никогда не снимал ширпотреба, а производил исключительно «штучный товар», свидетельствует тот факт, что его картины выходили в свет не чаще одного раза в два-три года. Столь тщательная, кропотливая работа над каждым своим творением позволяла художнику снимать фильмы, каждый раз становящиеся настоящим событием в мире советского кинематографа.

За период с 1967 по 1975 годы режиссер снял «всего» четыре фильма. Зато каких!

«Я вас любил» с замечательным Виктором Переваловым, «Приключения желтого чемоданчика» с великими  Татьяной Пельтцер и Евгением Лебедевым, «Чудак из пятого «Б» с той же Пельтцер и Евгением Весником и «Это мы не проходили» (Борис Токарев, Андрей Ростоцкий). Кстати, за фильм «Чудак из пятого «Б» режиссер был удостоен Государственной премии СССР.

Очередным пиком творчества Ильи Фрэза (и, может быть, самым ярким) стала удивительная, трогательная и трагичная кинокартина «Вам и не снилось» , снятая в 1980 году и ставшая по опросу журнала «Советский экран» лучшим отечественным фильмом 1981 года. Пронзительная история чистой юношеской любви Романа и Кати буквально потрясла зрителя. А исполнившие главные роли Никита Михайловский и Татьяна Аксюта навсегда стали любимыми для миллионов советских юношей и девушек. Я помню свои ощущения от фильма, посмотрела я его наверное в лет 15… Это было какое-то щемящее, звенящее чувство восторга и куча криков обращенных к родителям «Почему, почему они так с ними?!»

Быть режиссёром детского кино — это дело непростое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы суметь заинтересовать юного зрителя, нужно обладать по-настоящему великим талантом. В СССР, детскому кино уделялось действительно пристальное внимание, и Фрэз внёс в него свою, ни с чем несравнимую лепту. Детские кинотеатры, целые направления в институтах киноиндустрии, множество киностудий — в те далёкие уже времена отношение к детскому кино было совсем иное, более серьёзное. Творчество Ильи Абрамовича и в настоящее время вызывает неподдельные эмоции, как у детей, так и у взрослых.

Михаил Иосифович Юзовский
 (5 мая 1940, Москва — 24 ноября 2016, Москва)  — советский кинорежиссер  и театровед; сын литературоведа и театрального критика Иосифа Юзовского. 

Последний режиссер в этом посте, последний не по значимости, а по времени снимаемых им фильмов. Многие не знают фамилии Юзовского, но фильмы я, я думаю, смотрели ни по одному разу, а многие сцены могут цитировать наизусть. 
 

Не нра-а-а-авитесь вы мне, ребята!

Михаил Юзовский родился в 1940 году в семье видного театрального критика, литературоведа и переводчика Иосифа Юзовского. Сначала он собирался пойти по стопам отца — в юности стал литературным секретарем журнала «Театр». Но потом решил заниматься кино, встретился с одним из самых выдающихся советских сказочников Александром Роу и работал с ним над картиной «Вечера на хуторе близ Диканьки», Птушко там кстати тоже рядом «пробегал». Потом закончил ВГИК и начал снимать сказки сам.Фильмографию его не назовешь обширной — в нее входят всего несколько картин, плюс три десятка сюжетов для киножурнала «Ералаш». Но для киностудии имени Горького он был, наверное, одним из самых важных режиссеров. Увы, когда киностудия в 90-е вступила в сложный период, Юзовский перестал снимать полнометражные фильмы — последний, «Маша и звери», вышел в 1995-м. 

1967 — На два часа раньше
1968 — Полчаса на чудеса
1970 — Тайна железной двери
  (фильм по мотивам повести Юрия Томина «Шёл по городу волшебник»)
1974 — Засекреченный город (Фильм снят по мотивам пьесы Андрея Кучаева «Первая смена».)
1982 — Там, на неведомых дорожках («Вниз по волшебной реке» Эдуарда Успенского)
1985 — После дождичка в четверг ( киносказка по мотивам либретто А. Н. Островского для ненаписанной оперы.)
1988 — Раз, два — горе не беда
1995 — Маша и звери

— Вот, гляди, как хороший человек подлость сделал! Я тебя привел, а он хрустальное яйцо кокнул.
— Та-а-а-к… кто тут чем без меня грохнул?

По каждую картину можно написать многое, первые работы Юзовского были скорее пробными, та же «На пол часа раньше» — не полноценный фильм, а часть альманаха. Известность к Юзовскому пришла после «Тайна железной двери».
«Тайна…», история про мальчика, нашедшего коробок с волшебными, исполняющими любое желание спичками, неожиданно завершалась почти буддистским посылом: оказывалось, что именно от желаний в этом мире все страдания, и прервать цепь своих злоключений герою удавалось, лишь когда, переламывая последнюю спичку, он говорил «Ничего я не хочу». Забавно — режиссер Михаил Юзовский вряд ли вкладывал эту идею в фильм, и уж тем более она не считывалась третьеклассниками, которые, тем не менее, были ужасно ему благодарны за разноцветную и яркую картину.
Посмотрев это кино в первый раз — я  хотела смотреть его еще,еще и еще. Это один из самых ярких фильмов, которые я помню с раннего детства. И дело не только в том, что там намешаны: приключения, фантастика, лихой сюжет, юмор, настоящая дружба, фантастические роботы и хоккей. Вы представьте себе чувства советских пацанов в кинотеатрах — на экране звезды спорта! 

Юзовский нащупал в этом фильме свой фирменный стиль, яркий, свежий, иной, отличный от Фрэза, Птушко и Роу.  Картинка была настолько живой (не такой что ли сказочной, а более современной), что ты ощущал себя частью действа, словно происходящее на экране было рядом, туда хотелось попасть, начать участвовать в происходящем,  разделить приключения с главными героями. 

Но Юзовскому еще повезло со временем, тогда была куча потрясающий актеров в самом соку их мастерства — Алиса Фрейндлих, Олег Табаков, Савелий Крамаров, Георгий Светлани. И чуть ли не впервые на экране сами себя играют знаменитые советские хоккеисты — братья Майоровы, Николай Сологубов, Владимир Брежнев и Эдуард Иванов.

С Табаковым мастер продолжил работать в дальнейшем. 
У Юзовского есть 3 сказки-шедевра, не побоюсь этого слова! 
«Там, на неведомых дорожках» (книгу «Вниз по волшебной реке» Эдуарда Успенского я храню бережно свою, детскую, до сих пор), «После дождичка в четверг «, «Раз, два — горе не беда».

Я думаю тут рассказывать нечего, все их смотрели, а сколько раз — даже гадать не буду. У меня, я думаю, минимум раз по 10 каждого фильма наберется. 
И я повторюсь, какие актеры были! В «Неведомых дорожках» снимались Татьяна Пельтцер, Татьяна Аксюта, Елизавета Никищихина, Александр Кузнецов, Леонид Каневский, Наталья Крачковская, Олег Анофриев, Георгий Мартиросян, замечательный Леонид Харитонов в роли царя Макара и конечно же невероятный и харизматичный  Александр Филиппенко — Кощей Бессмертный.
 

Следующий фильм «После дождичка в четверг». Яркий, интересный музыкальный фильм, который с удовольствием смотрели и взрослые, ибо тонкий стеб на политическую систему был,да и вообще немал таких антисоветских вещей.

— Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла…
— Куды ушла?!
— В глубокое море!
— Куды ушла? Я те дам-ушла, от меня не уйдёт… Я те дам-ничего не сказала, у меня заговорит!

Этот фильм пример актерского мастерства — великолепный талант Олега Павловича сделал так,  что  большинство смотрящих переживали за главного отрицательного героя. Ибо Кащей в исполнении Олега Табакова — это нечто. И не по шикарной золотой одежде и волосам — по обаянию… Олег Павлович великий актер все-таки был! 

— Что, думали, худой да бледный? Зачем, я в подвалах не сижу, на цепях не вишу — вот и поправился за триста лет! Сам всех в цепях держу… Кстати, почему не в цепях? Непорядок!

— Ты знал. Тебя предупредили, меня предали. 

Кроме Табакова прекрасен был еще и Семен Фарада в роли шаха Бабадура. 

Также снимались Валентина Талызина, Марина Зудина, Олег Анофриев, Марина Яковлева, Татьяна Пельтцер, Наталья Крачковская, Владимир Епископосян, Георгий Милляр.
В маленькой роли опахальщика снялся и советский бард Юлий Ким, который не только писал музыку к фильму, но и был автором сценария.

— Смилуйся, государыня рыбка. Что мне делать с проклятою бабой?
— Что делать, что делать… Утопить и всё!

Ну а последний известный фильм Юзовского и вовсе выделяется из всего советского кинематографа. Ибо сказка 1988 года «Раз, два — горе не беда!» снята в стиле стимпанка! И это тогда надо было видеть! Взрослым фильм нравился даже больше детей, как мне кажется.  Это экранизация пьесы Юлия Кима, написанной в середине 1970-х гг. Хохмы, стилистика, костюмы, диалоги, игра актерская — все на уровне.

Очень классное кино, а уж пиротехники так оторвались, там наверное полигон весь оцепляли, чтоб народ не испугался, что война началась. С интересными песнями все от того же Юлия Кима.
Ну и как всегда- блистательный актерский состав: Олег Табаков, Марина Яковлева, Андрей Соколов, Семён Фарада, Николай Караченцов, Владимир Епископосян, Владимир Фёдоров, Мичислав Юзовский, Виктор Бунаков, Виталий Серов, Татьяна Пельтцер, Елена Санаева, Елена Кондулайнен, Юлий Ким, Наталья Крачковская, Георгий Мартиросян, Илья Рутберг.

— А сказки кто рассказывает?
— Со сказками плохо. Был у меня кот учёный, так с цепи сорвался и убежал, подлец.

 

Про Юзовского в качестве итога можно сказать следующее: он начинал тогда, когда Роу и Птушко установили потрясающий уровень детских сказок. 

Спасибо им за эти фильмы!
Я с радостью буду показывать их своим детям, да и сама никогда не переключу канал, если случайно попаду на фильм.
Спасибо за эти истории, что показывают дружбу и отвагу, разницу между страхом и смелостью, добром и злом, дружбой и предательством, показывают настоящую любовь. 
Я считаю, что нам всем очень повезло с их творчеством!

Оставьте свой голос:

970

+

Подпишись на наш дайджест

TOP 5

РейтингКомментарии



По наблюдениям сплетниц

Амели
4999
118



Исторические фото, которые доказывают, что история способна удивлять.

sunrise
3507
59



То, что нравится, то и беру. Вот и всё. Закон-то простой.

sea13
3459
244



Сплетни с Blind Gossip

fubuki
3295
122



Ну, что тут сказать: совет да любовь молодым дамам

Aksana-A
3263
182

Рейтингмодераторы




  • Амели
    2331589



  • WantedGirl
    1873750



  • elena_dokuchaewa
    1274817
  • Все пользователи




  • katyanochek
    358120



  • Lizbeth
    522634



  • arizonadream
    343725



  • Skarletty
    972050
  • Список и правила

    поделиться

    Нашли ошибку в тексте?Выделите ее и нажмите одновременноклавиши «Ctrl» и «Enter»

    Комментарии 

    Войдите, чтобы прокомментировать

    KoshKosh

    11


    Текст — компиляция из разных источников+авторский взгляд (у меня уже просто в пост ничего не влезает, его даже обрезало в конце, увидела только после выкладки. Пришлось править, поэтому концовка смазана, увы.

    3 мая 2018, 14:15

    Lesya_s_pesney

    11


    KoshKosh, все равно в избранное! Детям большую часть обязательно покажу.
    Большое спасибо за пост!

    3 мая 2018, 14:27

    Sofi8

    6


    Lesya_s_pesney, а я и сама пересмотрю )))

    3 мая 2018, 14:31

    Nikolskaya

    6


    KoshKosh, шикарный пост!

    3 мая 2018, 18:48

    malifisenta

    5


    KoshKosh, +100 посту! Жалко, что нельзя в рейтинге поставить хотя бы +10. Я тоже давно, уже лет 10, как родился ребенок, думаю — ну почему сейчас не снимают такие фильмы-сказки как в советское время?! Ведь нашим детям и посмотреть теперь нечего из нашего, кроме мультиков "Маша и Медведь", "Смешарики", "Фиксики", а ведь фильмы это гораздо интереснее после 5 лет, на мой имхо. Всё-таки многое из советского в искусстве — кино, театре, балете и т.д. — было наилучшим в истории нашей страны, хоть и хаяли СССР много

    3 мая 2018, 21:05

    KoshKosh

    2


    malifisenta, фильмы эти настоящие, без подмены понятий. Дружба — значит дружба, смелость — смелость, а за предательство, с тобой, редиской, дружить никто не будет) хорошее кино снимали!

    3 мая 2018, 23:13

    malifisenta

    0


    KoshKosh, именно. И поэтому дети воспитывались в правильном векторе человеческих отношений! Ведь как мы воспитываем наших детей, таковым и будет наше общество. Сейчас выросло поколение детей, которое воспитано на рекламных "лозунгах", культивирующих эгоизм и равнодушие в обществе в человеческом плане — "Бери от жизни всё!" и т.д. А мы воспитывались на других моральных принципах — о том, что "Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг"", "Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот что значит настоящий, верный друг" и т.д. Поэтому и общество наше другое, более человечное, более ориентированное на человечность и общественность. А сейчас дети ориентированы на эгоизм. И поэтому когда наша власть уповает на электорат, который должен поддерживать власть в любых, даже ухудшающихся условиях жизни, меня это удивляет: сами ориентированы исключительно на культ капитала, денег, а от простого народа хотят верности и преданности… Странные люди!

    вчера, 19:56

    Perforator

    15


    Большое спасибо за пост! Еще бы прекрасного Леонида Нечаева в этот список, многие тоже от его сказок смеются и плачут до сих пор. Я о нем никогда не забываю, потому что "Если долго-долго-долго, если долго по дорожке…" каждый день в машине по заказу петь приходится)))

    3 мая 2018, 14:29

    KoshKosh

    15


    Perforator, у меня лежит недописанных «Москва-кассиопея» (это моя тайная любовь)
    Ещё хотела написать Детские фильмы-мюзиклы) те же «мама», «новогодние приключения маши и Вити»… столько фильмов шедевров тогда снимали!
    Удивительное время, сколько талантливых людей сходились вместе: актёры, режиссеры, сценаристы, композиторы, авторы песен…

    3 мая 2018, 14:31

    Sofi8

    12


    Начала читать и сразу в избранное. Прекрасно.
    Окунулась в детство, такое радостно-щемящее чувство.
    Великие мастера. Как я люблю эти фильмы.
    Отдельное Спасибо за встречу с моими обожаемыми злодеями )))

    3 мая 2018, 14:30

    KoshKosh

    10


    Sofi8, не за что) кино в советском союзе — настоящий клад и наше наследие. Лучше чем они, увы, никто не смог…

    3 мая 2018, 16:32

    Sofi8

    9


    KoshKosh, а актёры какие, один Георгий Францевич Милляр — гений перевоплощения. Вся моя самая любимая нечисть сыграна им: Баба Яга, Кощей, Водяной, Чёрт из Диканьки.
    Советские сказки для детей такая сокровищница.

    3 мая 2018, 17:27

    KoshKosh

    6


    Sofi8, да, они умели и пороки человеческие очень наглядно показать, при том, что это были достаточно гротескные персонажи, но настолько актёры их органично делали, не переигрывая и талант их был настолько велик….

    3 мая 2018, 17:56

    aniase

    19


    Вспомнилось детство и передача "В гостях у сказки", с каким нетерпением все ждали каждый её выпуск по воскресеньям.

    3 мая 2018, 14:42

    KoshKosh

    7


    aniase, я помню перепутала концовку Марьи-искусницы с началом. Думала, ура, успела! А тут, бац, и конец… я так расстроилась, пошла к маме плакать, лет 6-7 что ли было))

    3 мая 2018, 17:44

    Sofi8

    12


    aniase,
    Если вы не так уж боитесь Кощея
    Или Бармалея и Бабу Ягу,
    Приходите в гости к нам поскорее,
    Там, где зеленый дуб на берегу.

    Там гуляет черный котище ученый,
    Пьет он молоко и не ловит мышей,
    Это настоящий кот говорящий,
    А на цепи сидит Горыныч-змей.

    Приходите в гости к нам,
    Поскорей приходите в гости к нам!
    Кот про все расскажет вам,
    Потому что он видел все сам.
    Ах, как тихо и темно!
    Ах, как чудно и чудно!
    Ах, как страшно и смешно,
    Зато в конце все будет хорошо!
    ……
    Скучаю по этой песне )))

    3 мая 2018, 17:45

    sea13

    12


    В праздничные дни смотрели по каналу Культура фильмы "Выше Радуги" и Васечкина с Петровым. Задались вопросом: а что сейчас снимают? Ответа не нашли. Спасибо за пост и любимые фильмы детства. В избранное

    3 мая 2018, 14:52

    KoshKosh

    5


    sea13, я в начале написала, Дисней пытался… вот последний богатырь вышел. Обещают 2 часть.
    Но этому богатырю до советских фильмов-сказок…….
    Хоть мультики рисовать начали, уже хорошо. Может и фильмы начнут снимать для детей. Но тут и от детей зависит. Мы и наши родители в ссср (дети90-х считай тоже ссср) привыкли к Роу, Птушко. Привыкли смотреть сказку, в которой есть намёк, да добрым молодцам урок! А современные дети скорее на Марвел пойдут, чем смотреть «сказку о потерянном времени»… но тут ещё как воспитывать!

    3 мая 2018, 15:00

    sea13

    6


    KoshKosh, да, я знаю про эти фильмы. Смотреть их нет ни малейшего желания. С мультиками ещё туда-сюда, а вот с фильмами беда

    3 мая 2018, 15:04

    Kate77

    8


    Несколько лет назад, на даче, переключая программы, наткнулась на фильм "Костяника. Время лета". Подростковая мелодрама. И, хотя я давно вышла из этого возраста, посмотрела с удовольствием: нежный, милый и трогательный фильм.

    3 мая 2018, 15:23

    Загрузить еще

    Войдите, чтобы прокомментировать

    Сейчас на главной



    Анна Курникова вспоминает месяцы беременности: фото звезды на 37-й неделе

    Экстерьер
    3 мая 2018, 23:05

    25955

    102



    Кейт Уинслет осудила коллег за слишком откровенные наряды на красных ковровых дорожках

    Экстерьер
    3 мая 2018, 21:43

    14943

    44



    Рианна рассказала об убитом брате, бойфренде-миллиардере и своем отношении к лишнему весу

    Пресса
    3 мая 2018, 20:28

    20785

    41



    Брутальные и воинственные Тэрон Эджертон, Джейми Дорнан и Джейми Фокс в трейлере фильма "Робин Гуд: Начало"

    Кино
    3 мая 2018, 19:10

    6710

    33



    Кристина Агилера представила первый за последние шесть лет клип: смотрим видео на песню Accelerate

    Шоу-бизнес
    3 мая 2018, 17:53

    15151

    86



    Что Меган Маркл вдохновляет в стиле Кейт Миддлтон и в чем она копирует будущую родственницу

    Звездный стиль
    3 мая 2018, 16:55

    17386

    36



    В сети возмущаются новой обложкой итальянского Vogue: "У Джиджи Хадид слишком темная кожа"

    Медиа
    3 мая 2018, 15:17

    18500

    46



    Показ круизной коллекции Prada: Кайя Гербер — на подиуме, Селена Гомес, Ума Турман и другие — в первом ряду

    Новости моды
    сегодня, 16:23

    4225

    30



    Видео дня: что мы знаем о няне детей Кейт Миддлтон и принца Уильяма

    Видео
    сегодня, 13:55

    12359

    19



    28-летняя экс-подруга Джастина Бибера Ксения Дели ждет ребенка от 64-летнего миллиардера

    Звездные дети
    сегодня, 12:25

    10123

    119



    Канны-2018: 12 главных фильмов

    Кино
    сегодня, 11:30

    3651

    28



    Модная битва: Полина Аскери против Ингрид Олеринской

    Битва платьев
    сегодня, 09:00

    2248

    7



    Хлое Кардашьян не хочет уходить от Тристана Томсона после скандала с его изменами

    Звездные пары
    сегодня, 01:17

    8132

    30



    Крисси Тейген поменяет стиль после рождения второго ребенка: "Белла, Джиджи, Кендалл, забирайте мою одежду!"

    Звездный стиль
    сегодня, 00:00

    9123

    31



    Кендалл Дженнер, Наоми Кэмпбелл, Мишель Уильямс, Хейли Болдуин и другие звезды на презентации Tiffany & Co

    Новости моды
    вчера, 22:32

    7814

    24



    Елена Летучая отдыхает с мужем на Маврикии: селфи на глубине, фото в бикини и не только

    Экстерьер
    вчера, 18:43

    14674

    18



    Ева Мендес поделилась снимком 30-летней давности и призналась, что была поклонницей Алиссы Милано

    Новости
    вчера, 16:26

    9318

    30



    Обсуждаем четыре новых образа Шарлиз Терон: от сдержанности и элегантности до кокетства и хулиганства

    Звездный стиль
    вчера, 14:34

    15543

    28



    Джиджи Хадид извинилась за обложку Vogue: "Если бы я контролировала процесс, результат был бы другим"

    Новости
    вчера, 13:17

    17868

    48



    Бритни Спирс и Сэм Асгари показали, как тренируются вместе: видео

    Звездные пары
    вчера, 11:57

    7112

    23



    Сыновья Зои Салданы и ее мужа Марко Перего дебютировали на красной ковровой дорожке

    Звездные дети
    вчера, 10:30

    9312

    24



    Родные Хлое Кардашьян все еще в ярости из-за скандала с изменами Тристана Томпсона

    Новости
    вчера, 09:37

    10070

    11



    Мила Кунис и Эштон Катчер поздравили Зои Салдану с получением именной звезды на Аллее славы

    Звездные пары
    вчера, 08:50

    7410

    19



    Модная битва: Рианна против Оливии Калпо

    Битва платьев
    вчера, 07:45

    4451

    11



    Принц Джордж и принцесса Шарлотта примут активное участие в свадьбе принца Гарри и Меган Маркл

    Монархии
    вчера, 00:40

    16802

    16

    Галереи

    Годовщина свадьбы Кейт Миддлтон и принца Уильяма: лучшие фотомоменты


    ММКФ-2018: церемония закрытия

    Использование и перепечатка материалов Spletnik.ru возможны только с письменного разрешения редакции и при наличии активной ссылки на источник.

    Внимание! На сайте не разрешается размещать фото, видео или иной контент, если Вы не имеете на это необходимых прав и/или согласия правообладателя. Перед регистрацией рекомендуем внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением.

    Мы используем cookie-файлы, чтобы получать статистику и делать контент более интересным. Также cookie используются для того, чтобы реклама была более релевантной. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и изменить настройки вашего браузера.

    Подпишись на наш дайджест

    ×
    Лучшее от spletnik.ruПодпишитесь на нашу рассылку

    О проекте
    Контакты
    Реклама
    Правила модерации
    Вакансии
    Для правообладателя
    Политика конфиденциальности

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *