Простоквашино. Перезагрузка

Наш любимый мультфильм прошёл перезагрузку и перезапуск.

По этому случаю вчера киностудия «Союзмультфильм» и компания Danone устроили пресс-показ первой серии нового сериала о старых героях.

Само собой, пресса пришла с юным поколением, которое активно обживало декорированное соответствующим образом пространство кинотеатра «Москва».

Рядом со мной в фойе мама увещевала сына: «Скоро начнётся твоё «Простоквашино»». А я говорю: «Оно, скорее, наше, чем его». Мама согласилась.
Да, новое поколение не всегда знакомо с героями и сказками на которых росли мы. А сам «Союзмультфильм» много лет вообще был на грани исчезновения. И теперь, благодаря новому проекту, снимаемому на деньги молочного бренда, начинается возрождение студии.

Лично мне уже сам логотип союзмультфильмовский, нежно любимый с детства, видеть приятно.
Всего серий запланировано тридцать. Нам показали первую — только она пока готова. И ещё рабочий вариант второй — он на головном фото. Такое тоже занятно посмотреть. Официальная премьера первой серии запланирован на 1 апреля — в Сети. Далее хотят выпускать порциями по десять серий. В этом году исполняется как раз сорок лет выходу «Трое из Простоквашино» — первого из трёх «классических» фильмов про любимых героев.
А ведь за три года до этого была другая экранизация. И тоже три серии. На творческом объединении «Экран» сняли мультфильм «Дядя Фёдор, пёс и кот». Именно так и называлась книга Эдуарда Успенского, вышедшая в 1974 году.
Если совсем точно, то сначала был диафильм — в 1972 году.

Не видел его. Наверное, хороший. Художниками были Анатолий Савченко и Борис Степанцев, на их счёту, например, мультфильмы про Малыша и Карлсона, про блудного попугая Кешу.

А потом вышла книга.
Вот она.

Такая у меня была.
Прочитал — а потом вскоре тот мультик увидел.

Но такой колоссальной любви, как «Трое из Простоквашино», он не получил.
Про успех «Трое из Простоквашино» и его продолжений, говорить не приходится. Режиссёр Владимир Попов за эту трилогию был удостоен Государственной премии РСФСР — увы, посмертно. И, наверное, все дальнейшие переиздания сказки Успенского иллюстрировались по мотивам работ мультипликаторов Левона Хачатряна и Николая Ерыкалова.
А само название «Простоквашино» принадлежит «Союзмультфильму». На пресс-конференции речь снова зашла о юридическо-финансовом споре с Успенским. Студия готова была заплатить Успенскому больше, чем любому другому автору, но Успенский назвал сумму, превышающую годовой бюджет студии. Пока не договорились. Но в титрах стоит благодарность Упенскому. Это нормально. Сколько, например, киновариаций на тему Шерлока Холмса делают — всегда пишут, что создано на основе образов, created by Sir Arthur Conan Doyle.
В новом мультике Матроскин говорит — голосом Михаила Ефремова — о себе: «Я — представитель малого бизнеса. Меня беречь надо». Я часто думаю — как сложилась бы жизнь режиссёров, актёров, певцов, прочих творцов любимейшихи популярнейши произведений, живи они уже тогда при рыночной экономике, а не при социалистической уравниловке. В одном из стихотворений Эльдара Рязанова есть замечательная строка: «На жизнь свобода опоздала».
Успенский, придумавший и этих любимых героев, и Крокодила Гену с Чебурашкой, наверняка стоял бы тогда на одной финансовой ступени с Джоанной Роулинг. Но историю, увы, не переделать. Сегодня он просит много? Правильно делает. Я бы на его месте тоже просил. Студия не платит, потому что не может? Правильно делает. Я бы на её месте тоже не платил — если нечем. Но я на своём месте. И как зритель, как потребитель искусства — получаю удовольствие.

Да, мне понравилось. Даже удивился. Продолжения не всегда удаются и самим авторам и спустя короткий период времени. А тут-то — сколько лет прошло! Всё изменилось. И мы уже которое десятилетие живём в эпоху старых песен о главном — перепевы,пересказы, попытки ремейков, сиквелов… Результат обычно… увы. Но тут — вышло интересно, остроумно, в духе той трилогии времён моего детства.
Само собой, я не сравниваю на аптекарских весах свои впечатления детства и сегодняшние. Ребёнок и кинокритик — зрители разные. Но как киновед со стажем — увиденным доволен. Настроение, характеры, взаимоотношения персонажей, удачно найденные сорок лет назад, — сохранены в новых реалиях. И в этой неизменности — как в раз и навсегда зафиксированном взаиморасположении масок в комедии дель арте — и есть  одна из причин успеха нашего Простоквашина. Как и любого долгоиграющего комического сериала. Тем более — семейного, где над шутками и гэгами могут смеяться и дети, и взрослые. И порознь, и вместе.

Матроскин, как я уже говорил, всё такой же хозяйственный — его время пришло! — и язвительный. Авторитет для него только Дядя Фёдор, а над простоватым Шариком он постоянно подтрунивает. Шарик раньше хотел — и получил — фоторужьё, так он поклонником технического прогресса и остался. Тоже блогером сделался. Но чай пьёт из самовара. Пьёт — и переживает, что, пока электричества нет, подписчиков растеряет. «Оба твоих подписчика за этим столом сидят,» — фыркает Матроскин.
Впрочем, гаджетами в Простоквашино-2018 пользуются все. Вот и у Печкина почта автоматизирована — опять отсылаю к  верхнему фото. Он теперь почётный работник. Но всё такой же склочнохарактерный. Только уже не поликлиникой для опытов грозит, а жалобой президенту. И вот эти все новейшие реалии — Интернет, президент, автонавигатор — встроены в старую деревню толково и появляются-упоминаются к месту.

И новые персонажи тоже появились. Они у мамы Дяди Фёдора на руках сидят. Во-первых — маленькая сестра Дяди Фёдора. Её тоже уважительно величают Верой Павловной. Неужели к Чернышевскому отсылка? Во-вторых — ушастое существо по имени — тут Вера Павловна постаралась — Тама-Тама. Как рассказали создатели, оно сбежало как раз из той самой поликлиники с опытами. Мутировавший грызун… или лисичка… Это пока ещё никто не понял — но отдельная серия про биографию Тамы-Тамы обещана.
Мама Дяди Фёдора по-прежнему элегантная и модная. Озвучившая её Юлия Меньшова туалетами своей героини довольна. Иван Охлобыстин, тоже впервые смотревший мультфильм в готовом виде, отметил, что его Печкин похож на Грудинина. Новые реалии догоняют и обгоняют. А Печкина мы теперь знаем, как зовут. Игорь Иванович — надо полагать, в честь Гарика Сукачёва, который озвучивает Шарика. Вот в его голосе мне не хватило «вкусных» ноток. Поёт он всё-таки ярче, чем говорит. Впрочем, работа продолжается — может, и придумают, как «догнать» обаяние Шарика Льва Дурова. Михаил Ефремов Олега Табакова не копирует по-пародистски, но в заданной «колее» идёт хорошо. И Юлия Меньшова сказала, что ориентировалась на традицию Валентины Талызиной. За Галчонка Хватайку говорит Ольга Голованова — дочь легендарной Марии Виноградовой, подарившей голос десяткам героев любимых мультфильмов, в том числе Дяде Фёдору. А сегодняшнего Дядю Фёдора озвучил юный Алексей Онежен, который не сильно старше своего персонажа.

Креативный продюсер проекта — Алёна Оятьева, художественный руководитель — Елена Чернова, шеф-редактором — Маргарита Брусницына.
Автор сценария первой серии — Максим Кучин, режиссёр-постановщик — Михаил Солошенко.
Ждём премьеры и новых серий.

Михаил ГУРЕВИЧ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*