Призрачная нить (Phantom Thread). Моя небольшая рецензия на фильм.

Сегодня уже блогер Lisenok опубликовала свою хорошую рецензию на этот фильм. Я тоже давно хотела поделиться своим мнением по поводу этого фильма. Тем более, что ждала его, наверное, больше всех других фильмов, выходящих в прокат в этом сезоне. Режиссер — мой любимый Пол Томас Андерсон («Нефть», «Магнолия», «Любовь, сбивающая с ног»), каждый фильм которого для меня — must see.

А в «Призрачной нити» еще и сыграли мои любимые английские актеры: Дэниел Дей Льюис и Лесли Мэнвилл (много снималась у не менее уважаемого мною английского режиссера Майка Ли). В общем, праздник киномана.

На мой взгляд, Дэниел Дей Льюис все-таки свои лучшие роли сыграл в соавторстве с Полом Томасом Андерсоном. Они как союз талантливого скрипача (Андерсон) и скрипки Страдивари (Дэй Льюис). Сколько оттенков чувств, филигранной актерской игры проявляет Дей Льюис у Андерсона — уму не постижимо!  В интервью Пол Томас Андерсон сказал, что с Дей Льюисом над «Призрачной нитью» они очень плотно работали. Общались каждый день, постоянно, на протяжении года, и все это еще до того, как начались съемки. Работа над проектом длилась почти три года, и Дэниэл оставил его в покое, только когда Андерсон перебрался в монтажную. А так они даже сценарий вместе писали.  Обсуждали с ним буквально каждый шаг.

В итоге Дэниел Дей Льюис блестяще сыграл измученного, рафинированного невротика-кутюрье…

Удивительный актер! Пожалуйста, пусть он и дальше продолжает сотрудничество с Андерсоном и не уходит из кино!

Но вернемся к «Призрачной нити». Да простят меня поклонники других номинантов на Оскар 2018, но на мой скромный взгляд, «Призрачная нить» сильнее всех фильмов, выдвинутых в этом году на Оскар. Но, скорее всего, «Призрачная нить» ничего не получит. В лучшем случае — Дэй Льюис абсолютно заслуженно заберет свою очередную статуэтку или Андерсона наградят за режиссуру. Тема для Оскара слишком утонченная, рафинированная и сложная. В Каннах или Венеции фильм однозначно бы не оставили без наград. А вот Оскар — это мейнстрим и на нем редко побеждает настоящее авторское кино. Ну и я очень рада, что Лесли Мэнвилл тоже выдвинули на Оскар. Роль у нее очень достойная. Ну и вообще она давно заслужила хотя бы номинацию.

Постараюсь не спойлить. Опишу свои впечатления от фильма.

Герой фильма — английский кутюрье Рейнольдс Вудкок, прообразом которого были Баленсиага и многие другие кутюрье. Для него его платья — это фетиши. Для него они слишком прекрасны, чтобы их носили обычные люди. И конечно он приходит в ужас, смешанный практически с отвращением, когда какая-то клиентка посмела в ЕГО платье упасть мордой в салат.

Благо сестра Вудкока Сирил в исполнении Лесли Мэнвилл удерживает его на земле. По большому счету, именно она является его продюсером, продвигающим его платья на рынке. Без нее он бы не продал ни одного платья, и у него не было бы денег содержать свое ателье и заниматься высокой модой. Он это прекрасно понимает. Поэтому Сирил крепко держит его в руках, контролируя всю его профессиональную деятельность и личную жизнь.

Для Вудкока женщины интересны до тех пор, пока не начинают проявлять элементарные человеческие качества: хрустят гренками по утрам на завтраке, стучат ножом по маслененке, производят прочие шумы. Женщина для Вудкока — это прекрасный манекен, который не должен дышать, смотреть, шуметь и причинять прочие беспокойства. Она не должна выводить его из его невротического спокойствия.

Поэтому при содействии сестры он постоянно меняет своих муз, как перчатки. А женщины уходят от него в непонятках: что ж они такого сделали, что им дали отставку? Но проблема, конечно, не в женщинах, а в самом Вудкоке. По сути, он боится их, так как не знает, как жить с их человеческими качествами, что с ними делать и как на них реагировать. Судя по всему, все это проблемы из его детства, в котором он не получил в достаточном количестве любви от матери. Если мальчик растет в материнской любви и заботе, у него и проблем в дальнейшей жизни не должно возникать. Ведь он доверяет женщинам. В детстве он получал от них много добра. Зачем ему их бояться во взрослом состоянии? Но это не случай Рейнольдса Вудкока.

Через фильм проходит призрачный образ матери Вудкока. Бедный 15-летний мальчик старательно, несколько месяцев шил своей матери свадебное платье, чтобы доказать ей свою любовь. Оценила ли она его труды, в фильме не говорится. Но судя по дальнейшей жизни Вудкока, старания мальчика мама наконец-то оценила. Поэтому его платья для него — это доказательство, что он хороший, достойный, умный, красивый. Именно посредством платьев он получает свою долю любви и признания от женщин. А большего ему, по большому счету, и не нужно от женщин. Большего он и не умеет получать и не знает, зачем ему это нужно.

И только когда одна из его муз сумела интуитивно понять сущность Вудкока, он смог хоть как-то, сикось накось построить с ней союз. Союз болезненный, такой же невротичный, как и сам герой Дей Льюиса. Да и его партнерша (Альма) так же, как и его мать и сестра, оказалась натурой жестокой и волевой.

Могло ли у него сложиться иначе? Наверное, нет, учитывая анамнез из детства. К сожалению, Вудкок может жить только с такими женщинами, которые подчиняют его себе полностью и их союз строится не на любви и уважении, а на жестокости и подчинении… Но наверное, в этом и заключается суть любого творческого человека, когда нереализованная нежность, сексуальные желания находят свой выход в чем-то прекрасном и гениальном: платьях, картинах, музыке, книгах…

Музыку к фильму, кстати, написал гитарист Radiohead  Джонни Гринвуд. Саундтрек к фильму выпущен отдельным замечательным альбомом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*