Признание в любви к режиссеру: Сергей Урсуляк

Давно задумывала этот пост, т.к. не было ничего более-менее подробного про Урсуляка на Сплетнике. Надеюсь, что кому-то будет интересно.

Для начала краткая справка: Сергей Владимирович Урсуляк родился 10 июня 1958 года (т.е. в этом году через пару месяцев отмечает юбилей). Окончил актёрское отделение театрального училища имени Б.В. Щукина (1979, мастерская Евгения Симонова), Высшие курсы сценаристов и режиссеров  (1993, мастерская Владимира Мотыля).

Более 10 лет — в 1979—1991 годах — была актером театра «Сатирикон» (самая знаменитая — роль Чацкого в пьесе «Горе от ума»). Работал на телевидении, в том числе некоторое время был ведущим телепрограммы об актёрах «Пёстрая лента». Женат дважды. От первой жены — актрисы Галины Надирли дочь — актриса Александра Урсуляк, от второй — актрисы Лики Нифонтовой — дочь — актриса Дарья Урсуляк.

В полнометражном кино дебютировал фильмом «Русский регтайм» в 1993 году (про него я тут писала) — этот фильм — кино моей молодости, хотя и время, описанное там — это 70-е годы, а не 90-е. Эта первая же работа была очень благосклонно встречена критиками и она же в принципе уже обозначила многие фирменные черты этого режиссера (об этом я подробнее напишу ниже).

После удачного дебюта Урсуляк снял еще несколько полнометражных фильмов (Летние люди (1995), Сочинение ко дню победы (1998) и Долгое прощание (2004) ) с перерывом на попытку присмотреться к телеформату (мини-сериал Неудача Пуаро (2002)). После чего окончательно перешел на телевидение и снял знаменитую «Ликвидацию» (2007). О причине перехода на ТВ Урсуляк говорил в интервью неоднократно — и везде примерно одно и то же — он вообще весьма интересный и последовательный собеседник, его интервью прекрасно отражают, за что люди любят или не любят его фильмы: «Это не вопрос успеха, а это вопрос отдачи, горячей обратной связи с теми, к кому я обращаюсь. Нравится, не нравится, но это воспринимается. Это воспринимается со знаком плюс, со знаком минус, и я получаю от этого огромный энергетический припек.

Я очень люблю свои полнометражные картины. Ну, ты поехал на фестиваль, ну, тебе дали приз, ну, ты показал там, показал здесь – и все, это кануло. Кто-то вспомнил потом, кто-то не вспомнил. Это осталось строкой в биографии: ты получил приз за лучшую женскую роль, за операторскую работу, за режиссуру. И все. «А, помню-помню!» А здесь: я называю “Тихий Дон”, кто-то бежит мне морду бить, кто-то бежит целовать, но знают, о чем мы говорим. Потому, что это видели очень многие. Нравится, не нравится, но видели».

Ну и чтобы нудно не излагать рецензии на все его работы, некоторые из которых тут уже неоднократно обсуждались, напишу просто про его фирменные черты — то, собственно, за которые я люблю этого режиссера.

1. Актеры

Это для меня, наверное, главное в его фильмах. В них никто не играет плохо, ни один актер даже в крошечном эпизоде. Видимо, потому, что Урсуляк более 10 лет сам был актером не самого последнего столичного театра, он умеет работать с актерами — у него даже молодые и неопытные играют живо и убедительно, известные актеры, которые не везде выглядят блестяще, у него выдают свои лучшие роли (Даниил Страхов в «Исаеве» — Урсуляк с ним помучился изрядно или Евгений Дятлов в «Жизнь и судьба», да даже и Анастасия Введенская в «Тихом Доне»).

Актеры, которые пришли к нему уже звездами, тоже выдают нечто для них новое или как минимум очень яркое — Владимир Машков  в «Ликвидации» или  Михаил Пореченков там же и в «Исаеве», Андрей Смоляков там же, Сергей Пускепалис в «Жизнь и судьба». Ну и Константин Лавроненко, конечно, причем даже больше в «Исаеве», чем в «Ликвидации», хотя я очень люблю его роль там. Здесь бы я еще добавила Ксению Раппопорт и Светлану Крючкову.

При этом как и у многих знаменитых режиссеров (например, у Никиты Михалкова), у Урсуляка есть актеры, которые снимались и снимаются у него постоянно, их бы я отнесла даже в отдельную категорию. Хотя это далеко не все из тех, кто достиг у него своих высот в профессии — например, с Машковым после «Ликвидации» Урсуляк больше не работал, да и с Лавроненко после «Исаева», к сожалению, тоже. Зато Сергей Маковецкий снялся у него если не в каждом фильме, то в большинстве. И в новом сериале «Ненастье» по книге Александра Иванова, который уже закончен, но еще не вышел, мы тоже увидим Маковецкого (и Александра Яценко!!!! в главной роли — это будет их вторая совместная работа после «Тихого Дона», и я ее очень жду).

Это, конечно, и Полина Агуреева, которая благодаря Урсуляку, стала узнаваемой актрисой для широкого зрителя. Это и жена Урсуляка Лика Нифонтова. Тут, наверное, имеет смысл сделать отступление: Сергей Урсуляк делает авторское кино  и весьма пристрастно относится к подбору актеров на все роли. По его словам, он не берет жену или дочь на роль, если не чувствует, что она подходит и, наверное, это действительно, иногда так. Старшая дочь — Александра — сыграла у отца всего один раз и много лет назад — в «Долгом прощании», причем далеко  не главную роль. Младшая — Дарья — получила главную роль в «Тихом Доне» (мне она там не нравится, просто типаж внешний совсем другой, пусть и играет неплохо). Лика Нифонтова — муза Урсуляка —  главные роли получала много раз, но в «Тихом Доне» у нее уже крошечный эпизод, а в «Ненастье» ее не заявлено вообще. И тут нельзя сказать, что любовь режиссера к жене и вера в ее талант как-то испортили кино. В телефильме «Жизнь и судьба» Нифонтова очень и очень хорошо играет, да и в «Ликвидации» смотрится неплохо.

Среди других любимых актеров Урсуляка не могу не упомянуть прекрасных Бориса Каморзина, Константина Желдина и Федора Добронравова. При этом режиссер совершенно не боится новых, незатертых, лиц и отдает им даже и главные роли. В общем для актеров Урсуляк феноменальный режиссер, у которого, что называется и «бревно» заиграет, а уж если актер талантлив, то готовьте платки. И здесь мы переходим к следующему пункту.

2. Музыка

Урсуляк — сентиментальный режиссер и пронзительная музыка играет важнейшую роль в его фильмах. Он не стесняется этого и не пытается прикинуться другим, несмотря на упреки в дурновкусии и манипулировании зрителями. Это ДНК его фильмов — так же как музыка Артемьева неотделима от фильмов раннего Михалкова, а музыку Микаэла Таривердиева нельзя выкинуть из фильма «17 мгновений весны».

Таривердиева я тут не зря упомянула — Урсуляк очень гордится тем, что им довелось поработать вместе не раз: »  …когда встал вопрос о том, какая музыка должна быть в моем фильме, я просто позвонил ему, и он, как человек простой, вернее, сложный, но простой в общении, замечательно отреагировал, и это было четыре года счастья – общение с Таривердиевым. Мы сделали две картины. “Летние люди” и “Русский регтайм”. А дальше я уже работал с его музыкой без него. У меня еще “Сочинение ко Дню Победы” с его музыкой, “Исаев” частично, во многом с его музыкой. Это часть моей души – музыка Таривердиева. Это большая часть моей души. И, конечно, он оказал на меня огромное влияние – не тем, что он мне говорил, не тем, что он рассказывал, а тем, какую музыку он писал».

Поэтому когда вспоминаешь «Русский регтайм», перед глазами встает сцена воображаемой игры в мяч под дождем, «Ликвидация» — сцены с Лавроненко и Раппопорт или Гоцмана с Фимой, а «Исаев» — это две сцены под романсы в исполнении Полины Агуреевой и т.д. «Исаева» много разносили за попытку рассказать историю молодости Штирлица, там даже есть сцена-отсылка к знаменитой встрече Штирлица с женой. Этот фильм действительно получился не такой ровный и цельный, как «Ликвидация», но лично мне он все равно нравится.

3. Внимание к деталям

Еще один важный момент для режиссера Урсуляка. Тут можно поблагодарить его продюсеров, которые с пониманием относятся к тому, что хорошо снять дешево и быстро не получится. Если у режиссера на экране послевоенные годы, то значит и платья, и мебель, и пиджаки, сапоги и утюги — все будет соответствовать тому времени. Если на экране битва за Сталинград, то там не будет блондинки с идеальным цветом волос, с укладкой и в белоснежном белье и т.д. Да, дотошные эксперты наверняка найдут косяки, но если у других режиссеров они найдут их сотни, то у Урсуляка ну, может, десять. Для зрителя на экране все выглядит очень достоверно.

Кроме того, Урсуляк часто использует переход в черно-белое кино и обратно, показывая разное время, разные части истории и т.п. или просто корректирует цветовую гамму фильма, сильно приглушая ее — как в «Ликвидации». Это тоже помогает передать атмосферу прошлых лет, если это нужно.

4. Внятные истории

С классикой или известными произведениями все понятно, хотя судя по другим экранизациям и тут есть большие возможности для маневров не в ту сторону. Несмотря на то, что ни одно произведение экранизировать дословно невозможно и Урсуляк этого тоже не делает, у него все расхождения с первоисточником чем-то обоснованы. Не просто «а давайте он будет не журналист, а художник, а финальную сцену для главного злодея  переделаем, пусть потом спрашивают зачем, а мы будем загадочно молчать, потому что х.з. зачем это было сделано». Поэтому Урсуляк не берется за все подряд, а если предлагает идею проекта не сам (как с «Ликвидацией»), то много вкладывается в сценарную основу.

В общем жду «Ненастье», хотя и заявленная в сюжете тема мне совсем не близка, но посмотрим, что получится. В «Тихий Дон» я тоже не особо верила, а в итоге мне даже понравилось.

P. S. По этому посту может показаться, что я слепой фанат, но это не так, недочеты я в его фильмах тоже вижу. но достоинств для меня больше. Режиссеров, снимающих идеально и при этом живое кино, я пока не знаю ни одного.

В статье использовала пару цитат из вот этого интервью http://www.pravmir.ru/rezhisser-sergey-ursulyak-chelovek-smotrel-moyu-kartinu-i-slomal-telefon-1/ (одно из самых интересных, которые нашла), остальное все свое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*