Прекрасные платья для Розы Дьюитт Бьюкейтер

Всем привет!

(Из-за технических работ на сайте никак не удавалось опубликовать свой пост, надеюсь, наконец получится!)

Сегодня, дорогие сплетницы, мне бы хотелось рассказать вам про костюмы из фильма «Титаник» 1997 года, и, в особенности про наряды главной героини — Розы Дьюитт Бьюкейтер, роль которой исполнила Кейт Уинслет.

Я не зря выбрала именно второй месяц весны для своего поста о костюмах из «Титаника» Джеймса Кэмерона. Во-первых, именно в апреле, десятого числа, сто шесть лет назад роскошный корабль отправился в своё первое и последнее плавание из британского порта Саутгемптон. Четыре дня спустя в ночь с 14 на 15-е «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в Атлантическом океане. Катастрофа унесла жизни по меньшей мере 1496 людей разных сословий, но большинство погибших были пассажирами третьего класса или входили в состав экипажа. Обломки судна и до наших дней покоятся на глубине 3750 метров, несмотря на несколько предложений поднять их со дна.

Увы, с каждым годом от корабля остаётся всё меньше и меньше, так как всевозможные микроорганизмы, беспозвоночные животные и рыбы медленно поедают металлические и деревянные конструкции. От былых роскошных интерьеров «Титаника» практически ничего не осталось. По мнению микробиолога Роя Каллимора, при умеренной скорости роста ржавчины остов корабля полностью рассыпется на небольшие фрагменты на рубеже XXI и XXII столетий. Уцелеют лишь массивные металлические конструкции — котлы, двигатели и якоря.

(Но это так, коротенькая справочка, мой же пост — о моде!)

Во-вторых, с 8 февраля по 13 мая в поместье «Билтмор» (The Biltmore Estate) города Эшвилл (штат Северная Каролина, США) проходит выставка под названием «Glamour on Board: Fashion from Titanic the Movie», посвящённая, как вы уже наверняка догадались, костюмам из фильма. Если, вдруг, среди сплетниц найдутся те, кто проживает в США, или те, кто планирует туда свою поездку в ближайшее время и кто захочет посетить выставку — ждем отчет с впечатлениями! А может, кто-то уже побывал на ней?

Мы же с вами полюбуемся экспозицией выставки в моём посте и, насколько это возможно, представим, что побывали там и увидели всё великолепие нарядов вживую.

Итак, костюмы к фильму создавала американская художница Дебора Линн Скотт (Deborah Lynn Scott). Режиссер картины Джеймс Кэмерон поставил перед Деборой довольно сложную задачу: ей следовало достоверно визуализировать эпоху, так как фильм содержит исторические реалии. Предстоящие костюмы должны были не просто отражать характеры героев, но и иллюстрировать перипетии их судеб; вдобавок к этому, многим платьям, фракам и шляпкам предстояло тяжёлое испытание солёной водой во время съёмок тонущего корабля.

Вообще, Дебора Линн Скотт работает в кинематографе с 1980 года и является дизайнером более чем к 40 различным лентам: как историческим, так и современным. Среди её работ, помимо «Титаника», можно отметить дизайн костюмов к культовому фантастическому фильму «Назад в будущее» (1985 г.), драме «Легенды осени» (1994 г.), серии фильмов «Трансформеры» (2007, 2009, 2011 и 2017 гг.), ещё одной кассовой ленте Джеймса Кэмерона «Аватар» (2009 г.) и супергеройской ленте «Новый Человек-паук. Высокое напряжение» (2014 г.).

Дебора Линн Скотт, художник по костюмам «Титаника».

Прежде чем приступить к работе над созданием костюмов для героев «Титаника», художница прочла массу литературы по эдвардианской моде, царствующей в начале XX века. Она провела немало часов и даже дней в архивах, изучая модную фотохронику того периода. В результате одежда в фильме получилась настолько достоверной, что складывается впечатление, будто Дебора просто взяла эти наряды в каком-нибудь музее напрокат. Но на самом деле конечно же никто бы не позволил так обращаться с ценными экспонатами, как это делается в фильме, даже если допустить подобную возможность — прокат исторических костюмов музеем — ведь некоторые из них пришлось бы в буквальном смысле утопить. Например, светло-лиловое платье Розы, в котором она пытается спастись от катастрофы вместе с Джеком, художнице пришлось исполнить в нескольких вариантах, поскольку от солёной воды наряд героини от кадра к кадру сильно страдал.

Эдвардианская эпоха или эдвардианский период берут свои истоки из Соединенного Королевства и названы так в честь короля Эдуарда VII, сына королевы Виктории. Период включает в себя правление монарха (1901-1911 гг.), а также промежуток времени до начала Первой мировой войны. Если быть краткой, то это время характеризуют такие отличительные черты, как постепенный переход к прямому силуэту женского костюма, высокие жёсткие воротники, широкие женские шляпы и причёски в стиле девушек Гибсона.

Девушки Гибсона — идеал женской красоты того времени, созданный американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном на рубеже XIX и XX столетий. Девушка Гибсона была высокой, худой, с узкой талией, большой грудью и широкими бедрами. Силуэт, подобный песочным часам, достигался за счёт корсета. Её образ отражал моду на величественную, юную и эфемерную красоту, доминировавшую на Западе. Девушка Гибсона имела длинную шею и большие глаза; её волосы были высоко зачёсаны и уложены в причёску буфант (bouffant), помпадур (pompadour) или шиньон «водопад локонов». Гибсон изображал своих героинь как модно одетых, открытых и разносторонне развитых женщин, равных по статусу мужчинам.

Дамы эдвардианской эпохи, фотографии начала XX века.

Мода эдвардианской эпохи постепенно обретала все новые и новые черты, выделявшие её на фоне моды викторианской эпохи. Жесткий не эластичный атлас, плис (плюш),  дамаск (дамастная ткань), твид и другие жёсткие неподатливые материалы ушли в прошлое, уступив дорогу шифону, кружеву, сетчатым тканям, нинону (легкой хлопчатобумажной или шёлковой ткани), мягкому фаю (плотной ткани с мелкими поперечными рябчиками), туссору (вид шёлка), крепдешину, мохеру и кашемиру. Сильные, эмоционально-экспрессивные и мрачно-тёмные цвета были вытеснены изысканностью и нежностью оттенков зелёного горошка и миндаля. Всевозможные оборки, бисер, ленточки и прочие украшения буквально “набросились” на наряды эдвардианской эпохи — они были везде и в достаточно большом количестве.

Дама эдвардианской эпохи, так называемая девушка Гибсона.

Героиня Кейт Уинслет в золотом платье. (Я раньше не обращала внимания, какое оно красивое. Посмотрите, сколько кружева!)

Женщины Англии в 1910-х годах в последний раз надевали исключительно длинные юбки. С началом Первой Мировой войны пришла мода на укороченные юбки, и прежний фасон не пользовался более популярностью. Стоит отметить, что кринолины и турнюры с наступлением XX века тоже навсегда канули в лету.

Блузки и платья закрывались спереди наглухо и в эдвардианскую эпоху имели напуск впереди — «голубиную грудку» над узкой талией, скошенной наперёд. Талия в тот предвоенный период часто подчёркивалась лентой или ремешком. Вырезы, как правило, сопровождались очень высокими воротниками на рёбрах.

Кадры с выставки «Glamour on Board: Fashion from Titanic the Movie», автор всех костюмов — Дебора Линн Скотт.


В 1908 году Кало Сер (Callot Soeurs), Мадлен Вьёне (Madeleine Vionnet) из модного дома Жака Дусе и Поль Пуаре предложили новый силуэт. Стили назывались по-разному: Merveilleuse (Щегольской), Directoire (Директория) и Empire (Империя), отсылая к французской моде эпохи ампира начала XIX века, на которую походили их узкие юбки и завышенные талии.

Новые стили отличались облегающим, с завышенной талией или вовсе неприталенным силуэтом, требовавшим особого «прямолинейного» корсета. Такой корсет, гораздо более длинный, нежели ранее, воздушный и лёгкий, но вместе с тем утягивающий, должен был напоминать по форме фигуру модной дамы букву S.

В 1900-м году француженка Инес Гош-Саррот (Ines Gaches-Sarraute), медик по профессии и по совместительству мастер корсета, представила новую модель под названием «здоровый корсет». Суть идеи её изобретения заключалась в предотвращении чрезмерного давления на грудь и диафрагму, создаваемого традиционным для того времени корсетом, но в сохранении желанной подтянутой формы и осиной талии. Традиционный корсет сидел высоко на груди и имел изогнутую переднюю планшетку, обретавшую неровные, ломанные очертания у хорошо затянутого корсета. Новая конструкция получила ровную планшетку, сидела ниже по груди, за счет чего освобождала её от избыточного сдавливания, и опускалась ниже на бедра.

Изобретение мадам Гош-Саррот, 1900 г.

Кадр из фильма.

Помимо удлинённых корсетов в моду входят юбки длиной до лодыжек и длинные, похожие на туники, жакеты. Парижский корреспондент журнала «Vogue» описывал новый облик как «всё более и более прямой… объём бюста меньше, объём бёдер меньше, а объём талии больше… До чего тонкий, до чего изящный, до чего элегантный…!»

В результате, ведённый колоннообразный силуэт так или иначе стал предвестником конца эпохи корсетов как неотъемлемой части женского гардероба.

Дорожное платье начала XX века: слева — фотография модницы того времени, справа — героиня Кейт Уинслет в фильме.

Эскиз дорожного костюма руки Деборы Линн Скотт.

Модные вечерние платья начала прошлого века имели короткие рукава или рукава длиной в три четверти. Юбка сзади, как правило, дополнялась шлейфом. Дабы не показывать обнажённые руки, благородные дамы, как и в прошлые модные эпохи, надевали высокие перчатки.

Иллюстрация дамской вечерней моды, 1912 год:

Эскизы вечерних платьев героинь «Титаника»:


Коралловое платье Розы в фильме:


Фото с выставки:

Обувь того времени была узкой и зачастую на ней делался акцент. Её отличал оттянутый мысок и средней высоты каблук. Производились и были доступны модели со шнуровкой, пуговицами и лакированной кожей. Существовала обувь на любой случай: туфли на шнурках для строгих костюмов, туфли-лодочки с ремешками для праздничных выходов или лакированные лодочки с перламутровыми пряжками и, наконец, боты, часто отороченные мехом для спасения от холода при поездках в экипажах зимой.


Жёлтое дневное платье Розы, кадр из фильма. Обратите внимание на туфельки.

И ещё фото данного платья:


На выставке:


К слову, в начале 1910 года в обзоре богатых учениц выпускных классов частных женских школ Нью-Йорка утверждалось: каждая выпускница в среднем тратила на одежду в год $556 (около $14 000 в ценах 2014 года), исключая нижнее бельё, и потратила бы в четыре раза больше, имея неограниченный бюджет!

Иллюстрация из модного журнала начала XX века.

Бархатное платье Розы:

— эскиз

— кадр из фильма

Это чудесное платье с шалью на выставке «Glamour on Board: Fashion from Titanic the Movie»:

Отличительной чертой женского костюма того времени стоит также отметить шляпы, которые у настоящей модницы были невероятных объёмов, и вдобавок обильно декорировались перьями, лентами, драгоценными камнями, украшались гигантскими бантами. А те, кто мог это себе позволить, «сажал» на свою шляпку чучела птиц, в частности, самцов колибри. Большие шляпы надевали как днём, так и к вечерней одежде.

Дама в шляпке. Фото начала XX века.

Актриса Фрэнсис Фишер (Рут Дьюитт Бьюкейтер, мама Розы).

Кейт Уинслет в дорожном костюме своей героини и широкополой шляпе с огромным бантом.

Иллюстрация из журнала мод 1910-х гг.

И великосветское общество «Титаника». Слева — актриса Кэти Бэйтс (Молли Браун), справа — Фрэнсис Фишер (Рут Бьюкейтер).

Помимо шляпок излюбленным аксессуаром дам эдвардианской эпохи были боа и накидки из страуса и птицы марабу на теплую погоду и из разнообразных мехов на холодную. Вдобавок ко всему вышеописанному великолепию в солнечную погоду был обязателен зонтик от солнца. Модные леди украшали себя ювелирными изделиями с большим избытком, показывая тем самым свой статус и достаток.

Что же касается причёсок, то в моде были массы вьющихся волос, закреплённые сверху (при необходимости, на подушечках из конского волоса, которые назывались «крысами») и собранные в узел.

Кстати, а знаете ли вы, что цвета нарядов главной героини фильма «Титаник» также имеют значение?! По задумке Деборы, они должны рассказывать зрителю то, что сама Роза тщательно пытается скрыть. Например, роскошное красное платье, покрытое черным кружевом, в котором Роза знакомится с Джеком (Леонардо Ди Каприо), символизирует страсть юной девушки, скованную мрачными обязательствами.

Как мы знаем из сюжета фильма, героиня Кейт плывёт на «Титанике» в Америку, чтобы там сочетаться законным браком со своим женихом Каледоном Хокли (Билли Зейн). Роза не любит Кэла, на этом браке настаивает мать героини Рут, поскольку семья Бьюкейтер разорена и погрязла в долгах.


Красное платье Розы, декорированного чёрным кружевом. У платья, кстати, есть название — «Rose’s jump dress» , по-моему, лучше и не придумаешь!


Сколько же бисера и бусин потребовалось на декор этого наряда! 


Фото с выставки.

В противоположность этому в момент влюбленности Розы в Джека, после волнующего момента с написанием её обнаженного портрета, героиня облачается в нежное розово-лиловое платье с минимальным количеством декора. Так Дебора Линн Скотт намекает нам на то, как легко и радостно стало на душе у Розы, словно девушка освободилась от своих оков.

Пальто Розы, в котором она сбежала от своего жениха Кэла спасать Джека:

И ещё не могу не показать вам роскошный пеньюар героини, в котором она выходит к Джеку, дабы позировать ему обнажённой:

Фото с выставки:

И вкратце про мужскую моду начала XX века.

Вытянутый, стройный, атлетичный силуэт, характерный для 1890-х годов, оставался актуальным и в 1900-е годы. Пиджаки прямого кроя, предшественники смокингов, продолжали вытеснять сюртуки в качестве одежды для неформальных и полуофициальных мероприятий. Носили как костюмы-тройки, состоявшие из просторного пиджака и соответствующих ему жилету и брюкам, так и сочетающиеся пиджак и жилет с контрастирующими брюками или сочетающиеся пиджак и брюки с контрастным жилетом. Обычно костюмы были однобортными. Брюки стали короче, чем раньше, часто имели отвороты, а складки на них утюжились новым инструментом — прессом для брюк. Что касается жилетов, их крой сохраняется, популярна высокая застёжка, открывающая только часть галстука с узлом. Костюмы из льна и хлопка носили в тёплый период, шерстяные — в холодный. Зимой в городе носились шерстяные пальто длиной до колена или до середины икры.

Эскиз костюма для актёра Виктора Гарбера (Томас Эндрюс-младший, конструктор «Титаника»).

И его прототип (остался на «Титанике», не пытался спастись; вероятнее всего, погиб при крушении корабля):


Для официальных утренних и дневных мероприятий в Европе и крупнейших городах мира было принято надевать так называемую визитку с брюками в полоску. Наиболее формальным вечерним костюмом оставался тёмный фрак и подходящие ему брюки с тёмным или светлым жилетом. Менее формальным был смокинг с отделанным спереди шёлком или атласом воротником-шалью, плавными скруглёнными лацканами и одной пуговицей. Смокинг полагалось надевать к формальному ужину дома или в мужском клубе с белой сорочкой, чёрным жилетом и чёрным галстуком. Однако стоит отметить, что активно распространялись смокинги именно в США. Консервативные английские круги до Первой мировой войны считали появление в смокинге вопиюще вульгарным и непристойным и стали свыкаться с ним только в 1920-е годы.

Для особо торжественных случаев мужской костюм, в частности — фрак, дополнялся белой бабочкой.

Актёр Билли Зейн в элегантном фраке, сшитом для его Каледона Хокли.

Фото с выставки:


Что касается головных уборов, то обязательной частью официального костюма для высшего общества оставался цилиндр. Для повседневной носки использовались шляпы-хомбург из мягкого фетра и жёсткие котелки. В жаркую летнюю погоду в неформальных ситуациях одевалось соломенное канотье.

К слову существовали особые ритуалы ношения головного убора: «при поклоне на улице мужчина приподнимает шляпу над головой, протягивает плавным движением руку по направлению той особы, к которой обращается с поклоном». («Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», 1911 год).

Кадр из фильма. Обратите внимание не только на одежду мужчин (персонажей Билли Зейна и Лео), но и на оригинальную шляпку актрисы Фрэнсис Фишер.

В мужских причёсках преобладали короткие стрижки, бородки были менее острыми, стало модным завивать усы.

Эскиз костюма для героя Бернадра Хилла (капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит).

И его прототип:


Форма морских офицеров начала XX века. Команда «Титаника» слева-направо: лейтенант Уильям Макмастер Мэрдок (погиб), британский купец Чарльз Альфред Бартлетт (не плыл на корабле), лейтенант Генри Тингл Уайлд (погиб), капитан Эдвард Джон Смит (погиб):

Среди мужской обуви можно выделить туфли, ботинки и сапоги. Первые два типа были на шнуровке, сапог же был сплошным и без застёжек. Туфли как правило носились в городе при тёплой погоде и на приёмах в помещении. При прохладной и холодной погоде в городе, а также за городом обычно носили ботинки, закрывавшие щиколотку. Среди цветов можно выделить оттенки чёрного, серого и коричневого. Для особо официальных случаев были предназначены парадные ботинки с белым верхом и пуговицами по бокам.

Именно в эдвардианскую эпоху появились классические оксфорды — мужские туфли с закрытым типом шнуровки, когда союзка нашита поверх берцев.


Фото с выставки.

В холодную пору в городе носились шерстяные шарфы, кожаные перчатки, зимние шляпы. На случай скверной погоды за городом имелись плащи, пальто, шарфы, шляпы и шапки грубого покроя (твид, шерсть и некоторые другие материалы). Городские аксессуары были более утончёнными, нежели практичные загородные.

Мужчины сразу всё сделали правильно, если можно так выразится, потому удобные, функциональные и почти совершенные формы мужской одежды за век принципиально не изменились. В 10-е годы ХХ века окончательно сформирован базовый набор мужской одежды: брюки, пиджак, пальто и мягкая фетровая шляпа. Силуэт перестаёт быть социально ориентированным: одежду одинакового покроя носят в Европе и рабочий, и аристократ. Разница между их костюмами — в тканях, качестве пошива, обуви и аксессуарах.

Эскиз костюма для героя Леонардо Ди Каприо (Джек Доусон).

И ещё несколько фото с выставки «Glamour on Board: Fashion from Titanic the Movie»:

Детали костюмов:

Остаётся добавить, что за свою масштабную работу Дебора Линн Скотт была удостоена премии «Оскар»-1998 в номинации «Лучший дизайн костюмов».

Для меня было огромным удовольствием делать этот пост. Дело в том, что эдвардианский период в моде — один из моих любимейших! То время, когда удобство постепенно начинало выходить на первый план, не теряя при этом красоту и изящество. Время прямых линий, изящных блуз, роскошных шляпок… Уходящая эпоха дам и кавалеров.

Пишите, какие костюмы из фильма вам запомнились, какой образ Розы понравился больше всего? Как вообще относитесь к фильму Кэмерона? Сколько раз его смотрели?

Моими фаворитами являются дорожный костюм Розы в полоску и синее бархатное платье!

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Обновлено 11/04/18 00:06:

Посмотрите, какое чудесное видео я нашла! Это сцена, не вошедшая в фильм:

И вот ещё один ролик, альтернативная концовка фильма:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*