Оскар 1977

Добрый день уважаемые ценители кино. Приглашаю всех вас окунуться в атмосферу вручения премии Оскар конца 70-х годов.

В сегодняшней киноигре мне достался 1977 год. Огромное спасибо Veduga за возможность провести новогодние праздники за просмотром не только традиционных новогодних комедий (хотя, кого я обманываю, они были в преимуществе), но и классики кино.

Церемония проходила 28 марта, в традиционном для того времени месте проведения премии Dorothy Chandler Pavilion. Ведущими церемонии 1977 года выступили Уорен Битти, Эллен Бёрстин, Джейн Фонда и Ричард Прайор.

Самой большой сложностью в этой киноигре оказался обзор нарядов гостей церемонии. К сожалению, хороших фотографий, на которых можно рассмотреть наряды, не так много, более того, красную дорожку мне найти так и не удалось, поэтому позвольте мне остановиться на сути премии – на кино. Но несколько платьев я всё-таки покажу.

Фэй Данауэй

Барбара Стрейзанд в довольно необычном платье горчичного цвета

Платье на актрисе в полный рост я не смогла найти, но нашла его рисунок.

И ещё яркие наряды Сильвестра Сталлоне и его спутницы

Пожалуй, это всё, что удалось найти относительно нарядов церемонии того года.

В категории «Лучший фильм» были номинированы 5 проектов: «Рокки», «Вся президентская рать», «Таксист», «Телесеть», «На пути к славе».

Победителем стала спортивная драма «Рокки», снятая по сценарию никому тогда неизвестного, более того, безработного на момент съёмки Сильвестра Сталлоне. Несмотря на этот факт, лента по сценарию новичка с бюджетом в 1 млн $ смогла заработать в прокате 225 млн $ и стать самым кассовым фильмом 1976 года. Фильм получил 10 номинаций, три из которых превратились в реальные награды для создателей (лучший фильм, лучший режиссёр и лучший монтаж). Именно Рокки стал первый спортивным фильмом, получившим Оскар.

В итоге, Сталлоне не получил ни одной награды в тот год, хотя заслужил своеобразный рекорд: он, наравне с Чарли Чаплином за фильм «Диктатор» (1940) и Орсоном Уэллсом за фильм «Гражданин Кейн» (1941) получил две номинации за один и тот же фильм в категориях Лучшая мужская роль и лучший сценарий.

Вообще, Оскар 1977 года не отличился особо яркими скандалами, но зато этот год принес несколько рекордов в Оскаровской истории, некоторые из которых были побиты в дальнейшем.

Например, фильм «Телесеть», получивший так же 10 номинаций и 4 оскара, стал вторым в истории Оскаровской гонки фильмом (после 1951 года), получившем три актёрских награды в тот вечер: лучшие мужская и женская роль, лучшая женская роль второго плана.

К сожалению, исполнитель главной роли Питер Финч стал на тот момент единственным актёром (до Хита Леджера), получившим Оскар посмертно.

А актриса Беатрис Стрейт (лучшая роль второго плана) стала единственной исполнительницей в истории, получившей награду за роль, состоявшую из двух сцен длительностью 6 минут и 8 секунд. В сценарии данная сцена заняла всего лишь 18 строчек и до сих пор это самая маленькая роль, чем у любого номинанта в истории церемонии.

Перед тем, как приступить к более подробному обзору фильмов, я хотела бы обратить внимание ещё на несколько фактов, из разряда «Впервые»:

1. Именно в 1977 году впервые была номинирована женщина-режиссёр Лина Вертмюллер.

2. Впервые в категории «Лучшая актриса» были представлены 2 иностранные актрисы.

3. Впервые фильм ужасов получил Оскар (фильм «Омен» за лучшую музыку).

4. Барбара Стрейзанд была первой актрисой-лауреатом премии, получившей Оскар за песню.

Теперь я перейду к основному – к номинантам. Посмотреть мне удалось 4 фильма: «Рокки», «Таксист», «Телесеть» и «Вся президентская рать».

Начать я решила с победителя – Рокки. Фильм целиком и сознательно я смотрела впервые. Сюжет рассказывает о не самом выдающемся боксёре с окраин Филадельфии, который зарабатывает на жизнь, выбивая долги для мелкого мафиози. Вечерами он тренируется и участвует в небольших боксёрских поединках. В один прекрасный момент, звезда бокса Апполо Крид решает провести поединок в Филадельфии, но его партнёр получает травму. Криду срочно нужна замена, неизвестный никому боксёр. Он останавливает свой выбор на Рокки.

Весь фильм для меня стал открытием. В какой-то момент из-за обилия «Неудержимых» у меня в голове сложился стереотипный образ Сталлоне – герой боевиков. Но надо понимать, что начал он с драмы, более того, с фильма, сценарий к которому он написал сам. Что уже никак не делает его исключительно типичным героем боевиков. Я даже уже и не вспомню, были ли какие-то провалы в сценарии, да это и не так важно, потому что я смогла увидеть харизматичного персонажа. Сталлоне смог сделать своего героя добрым, настойчивым, возможно, в чём-то простодушным, но не глупым. Лучше всего для меня показал доброту Рокки эпизод, где он берет к себе в небольшую квартиру огромного мастифа и заботится о нем. Кстати, пёс по имени Буткус, сыгравший питомца Рокки принадлежал Сталлоне в реальной жизни. Видимо, это тоже повлияло на трогательность моментов с псом.

То, с какой настойчивостью Рокки добивается расположения своей будущей девушки Эдриан, а затем переносит это упрямство в свои тренировки, восхищало. В итоге, кайфовала я от характера персонажа Рокки больше, чем от самого боя и тематики фильма. И, наверное, именно из-за того, что тема бокса для меня как была далека, так и осталась, я бы всё-таки фаворитом выбрала другой фильм.

Открыла для себя, что оказывается, когда Сталлоне отправил продюсерам свой сценарий, его они оценили, но предложили актёру 175 000$ за него. Слай был готов отдать сценарий бесплатно, но с условием, что он сыграет главную роль. Из-за отсутствия больших бюджетов на съёмку, создатели были вынуждены согласиться на его условие, хотя в роли Рокки они видели совершенно других актёров.

Моим фаворитом гонки стал «Таксист». Несмотря на мой почтенный возраст старше 20 лет, я искренне верила в то, что фильм жестокий и регулярно откладывала его просмотр. Киноигра вовремя дала мне подзатыльник и сказала, что всё, садись и смотри. О чём я в дальнейшем совершенно не пожалела.

Молодой ветеран морской пехоты Трэвис Бикл, ощутивший на себе все последствия войны в виде бессонницы и даже лёгкой социопатии, возвращается в Нью-Йорк и устраивается таксистом на ночное время. Роберт Де Ниро смог передать тотальное одиночество Трэвиса, который заменяет любовь на порнокинотеатры и общение с людьми на поездки по Нью-Йорку. В этих поездках он знакомится с ночной жизнью мегаполиса и понимает, что она состоит из грязи, преступлений и маргинальных личностей. С каждым днём это угнетает его всё больше. В одну из своих поездок он встречает девушку Бетси, которая работает в штабе нью-йоркского сенатора. Общаясь с ней, Трэвис начинает чувствовать себя лучше и даже проникается симпатией к сенатору. Мне запомнился эпизод поездки этого самого сенатора на такси Трэвиса, где таксист признаётся в своём уважении сенатору и рассказывает, что для него главное, чтобы политик смог отчистить город от грязи.

После того, как в машину Трэвиса садится 12-летняя проститутка, сбежавшая от сутенёра, персонаж Де Ниро начинает всё больше верить в мысль, что город нуждается в чистке, а политики не собираются с этим ничего сделать. И он решает взять дело в свои руки.

Фильм завораживает с первых кадров. Я не знаю, как его описать корректнее, но у него очень тягучее повествование, когда ты видишь Нью-Йорк не городом мечты, а грязным мегаполисом со всеми грехами, собранными в одном месте. Именно таким его видит герой Де Ниро. Картина жизни в большом городе помноженная на последствия войны во Вьетнаме сводят таксиста с ума. Но даже несмотря на то, что он становится психопатом, я чувствовала, что Роберт Де Ниро играл всё-таки положительного персонажа, который искренне верил в свою правду, и в то, что общество способно исправиться. И даже то, что он в итоге сделает, воспринимается жителями как героизм, а не как акт насилия.

Я влюбилась в Де Ниро. Готова петь ему оды, скоро пройдусь по его фильмографии (кроме, возможно, «Дедушки лёгкого поведения»). На мой взгляд, самым потрясающим перевоплощением актёра стало изображение постепенного сумасшествия персонажа. Оно было тонким, едва уловимым. Откровенно говоря, я даже не воспринимала персонажа Де Ниро сумасшедшим, скорее, человеком, который искренне верит в свою идею. Но к концу фильма я поняла, что идея, доведенная до фанатизма – это всё-таки ненормально.

Несмотря на всю свою моральную готовность, на излишнюю жестокость и откровенность современного кино, ключевая сцена фильма показалась для меня всё равно слишком жёсткой, хотя, я так и не смогла объяснить почему.

В итоге, после просмотра, я поняла, что одного раза для понимания всех граней фильма будет недостаточно. Ближе к концу года я хочу пересмотреть его ещё раз и обращать внимание на детали. К сожалению, Мартина Скорсезе не было вообще среди номинантов в режиссёрской категории того года. И, пожалуй, я считаю это даже большей несправедливостью, чем отсутствие Оскара у Сталлоне.

Следующим фильмом для просмотра я выбрала «Телесеть». Классика мирового кинематографа, картина включена в Национальный реестр фильмов США и несет большой вклад в культуру. Звучит очень глобально, поэтому я готовилась к захватывающему зрелищу. Но послевкусие осталось специфическим.

С одной стороны, фильм поднимает до сих пор актуальную проблему погони за рейтингами на телевидении и насколько далеко теле-боссы готовы зайти ради них. Показывают проблему несколько совершенно разных персонажей: истеричный ведущий новостей с многолетним стажем, который верит в то, что он борется с режимом, стервозная продюсер шоу, готовая пойти на всё ради рейтингов, босс, готовый бросить жену ради мифической любви карьеристки.

Харизматичные персонажи, каждый на своём месте – это стало самой сильной стороной фильма. Но, к моему огромному стыду, изобилие философских диалогов совершенно не улучшили фильм для меня. Хотя, я прекрасно понимала перед просмотром, что это совсем не развлекательный фильм и более того, обычно я люблю интеллектуальные драмы и триллеры с обилием диалогов со сложным смыслом. Но пришла к выводу, что не все фильмы могут одинаково нравиться всем. И тот факт, что «Телесеть» оставила послевкусие всё-таки характеризует её для меня как стоящий фильм, который, возможно через какое-то время я захочу пересмотреть уже более осмысленно.

Последним номинантом для просмотра мной был выбран фильм «Вся президентская рать». Художественный фильм снятый по документальной книге журналистов «Washington Post» о Уотергейтском скандале. Опять же, к своему стыду, данный фильм дался мне тяжелее всего. Но, гипотетически, я даже могу объяснить причину этого.

Начнём с того, что это журналистское расследование, более того, происходившее в реальности. Самый сок фильма для своего времени – это его свежесть. Уотергейт произошёл в 1973, а на дворе 1976 год. Люди ещё помнят небывалый скандал, им интересно знать закулисье и правду. Для меня же, это скандал другой страны и другого времени (не подумайте, что я дремучая и не в курсе событий, более того, я ни в коем случае не умаляю влияние данного скандала на политические устои разных стран в дальнейшем), но всё же, с того момента прошло 45 лет. К сожалению, за это время произошло много всего, что отодвинуло Уотергейт в на задний план.

Второе – это затянутость и неспешность. Фильм идёт 2 часа 18 минут. Всё это время мы слушаем диалоги двух журналистов «Washington Post» в исполнении Дастина Хоффмана и Роберта Редфорда. Они говорят с руководством газеты, со свидетелями событий, с подозреваемыми, сотрудниками Белого дома и т.д. Диалоги прописаны очень качественно, но в какой-то момент я осознала, что запуталась в именах и немного потеряла нить событий. Таким образом, фильм оказался слишком тяжёлым для моего восприятия.

Возможно, виновато обилие фильмов «жвачки для мозга», но картина в подобной стилистике «В центре внимания» мне понравилась, несмотря на плавность и неспешность журналистского расследования. Поэтому, я склоняюсь к тому, что для понимания сюжета «Всей президентской рати» нужно углубиться в суть Уотергейтского скандала и понимать, о чём говорят главные герои.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*