Оскар 1940

29 февраля 1940 года в Лос-Анджелесе, в отеле Амбассадор, состоялась 12-ая церемония вручения премии Оскар. Будущим поколениям она запомнится триумфальной победой картины «Унесенные ветром«. А для современников станет одной из самых скандальных, неоднозначных и спорных.

Чтобы нам представить, что же происходило тогда, почти восемьдесят лет назад, стоит немного рассказать не только о фильмах, номинированных на премию, но и об Америке конца 30-х — начала 40-х годов. В качестве иллюстраций — фотографии Чарлза Кушмана, сделанные в то время. Итак…

К сороковому году прошлого столетия США только-только стали выползать из той пропасти, в которую обрушила страну Великая депрессия.

Экономика едва стабилизировалась. Почти 10 миллионов американцев всё ещё не имели постоянной работы. Они и их семьи вынуждены были жить на доходы, который не превышали 100 долларов в год.

От «среднего класса» страны практически не осталось и следа. Однако, небольшие улучшения жизни уже ощущались. Средний доход семьи работающих американцев к 1940-му году достиг 10 долларов в неделю (515-520 долларов в год). В американской семье тех лет, по статистике, четверо детей. Работник, как правило, один — отец семейства.

Женщины ещё в 1920-м году во всех штатах получили право голоса. Они могли получить образование и найти работу. Однако, зарплата женщин была существенно ниже, чем у мужчин, которые выполняли те же обязанности. Пожалуй, чуть ли не единственной сферой, где женщины могли получать больше своих коллег-мужчин, был мир кино.

Американки были нацелены на создание семьи. После замужества приличная женщина оставляла работу, посвящая себя заботам о муже и детях.

Американское общество было очень консервативным и пуританским. Интересно, что фильм «Унесенные ветром» комиссией по цензуре был рекомендован к просмотру в ограниченном количестве кинотеатров в течение недолгого времени, так как, по мнению цензоров,  картина демонстрировала «низкие моральные устои главных персонажей, разлагающий пример деградации общества, сцены насилия и чрезмерной похотливости». За некоторые «скользкие» выражения героев фильма Дэвид Селзник, продюсер картины, был оштрафован на 5 тысяч долларов, что соответствует почти 90 тысячам сегодняшних долларов США.

Любопытно, что 56,5 миллионов американцев из 132-х (то есть, более трети всего населения США того времени), по данным опроса Gallup, намеревались посмотреть разгромленный цензорами фильм, не особо опасаясь за свою нравственность.

Америка того времени — достаточно разобщенное государство. Юг все ещё чувствовал обиду за поражение в Гражданской войне. Средний запад  — сердце США — требовал от федерального правительства проведения жесткой политики изоляционизма, отказываясь в ином случае, отправлять своих мужчин на войну. Просвещенный Северо-Восток непрестанно спорил с избалованной Калифорнией. В одном, казалось, сходились все штаты: все беды от иностранцев. Надо ограничить доступ чужаков на наши земли, тем более, что в Европе снова вспыхнула война.

Положение черных в той Америке, особенно в южных штатах было очень тяжелым. Законами о сегрегации белое население США было прочно отделено от людей с другим цветом кожи. В некоторых штатах черные даже не имели права посещать увеселительные заведения.

Именно поэтому на грандиозной премьере фильма «Унесенные ветром» в Атланте не было Хэтти Макдэниел. (На нижнем фото Маргарет Митчелл с продюсером и актерами картины на премьере в Атланте).

Либеральные штаты, скорее «на словах» поддерживали черных. Одним из главных скандалов того Оскара стала номинация черной актрисы на премию. Хэтти Макдэниел, первую из представителей своей расы, в статусе номинанта пригласили на обед Академии в отель Амбассадор. Правда, место ей выделили вдали от остальной съемочной группы, у лестницы, недалеко от кухни. Она и её спутник должны были сидеть за отдельным столом, не смешиваясь с приличной публикой. Хэтти случайно попала на фотографию, когда делали общие снимки зала. Вот она, еле видна внизу, будущая лауреат премии Оскар.

Америка  того времени была влюблена в кино. Голливуд штамповал фильмы один за другим. В своем большинстве это были картины из жизни высшего света, легкие комедии, вестерны, исторические фильмы и экранизация классики. Серьезное кино на злобу дня было непопулярно. Жизнь и без того была нелегкой.

1939 год немного изменил такое положение вещей. На премию Оскар, вручаемую в 1940-м, в категории Лучший фильм были выдвинуты как картины привычных жанров, так и те, которые ломали устоявшие стереотипы. Среди претендентов на главную статуэтку было десять картин.
«Грозовой перевал» с Лоренсом Оливье в роли Хитклиффа. «Ниночка» с Гретой Гарбо.


«Любовный роман» — обласканная критиками романтическая мелодрама.


«О мышах и людях» — первая экранизация повести Джона Стейнбека, о жизни двух мужчин на ранчо в годы Великой депрессии.


«Мрачная победа» — драма с Бетти Дэвис. 
«Дилижанс» — классический вестерн Джона Форда.


«До свидания, мистер Чипс» — бесконечно милый и добрый фильм об Учителе с большой буквы.


«Мистер Смит едет в Вашингтон» — картина, которую вознесли до небес многие современники.


«Унесенные ветром» — фильм, волнующий умы не одно поколение зрителей.


«Волшебник страны Оз» — добрая сказка, за роль в которой Джуди Гарленд получила молодежный Оскар.

Несколько лет назад картину восстановили с использованием современных технологий и снова выпустили на экраны.

Церемония вручения премии Оскар в 1940-м году стала первой, которую решено было отснять на пленку. До этого премию вручали менее помпезно, трансляция происходила по радио.  Warner Bros. выкупили права на съемку банкета, во время которого вручались награды, за 30 000 долларов (примерно, 530 тысяч современных долларов). Из отснятого материала изготовили два киножурнала разной продолжительности, которые затем демонстрировали в кинотеатрах. Как ехидно заметил журнал Variety Magazine, голливудских звезд, приглашенных на мероприятие, известие о съемках повергло в шок и трепет. Лучшие наряды, меха и драгоценности были надеты на торжественный ужин.

Руководители студий чуть ли не лично утверждали, кто и с кем должен прийти, как разместиться за столами и как себя вести актерам и актрисам.


По итогам, церемония была признана верхом гламура!

Из шести основных наград Академии («Лучший фильм», «Лучший режиссер» и четырех актерских премий) присуждение только одной из них обошлись без скандалов, подковёрных интриг, обид и непонимания. 
Оскар за Лучшую мужскую роль второго плана досталась замечательному актеру Томасу Митчеллу. Интересно, что в 1939 году Митчелл снялся в пяти фильмах, и все эти картины были номинированы на премии Академии в разных категориях. Три из них в категории «Лучший фильм»: «Унесенные ветром», где он играет Мистера О’Хара, отца Скарлетт; «Мистер Смит едет в Вашингтон», в картине у него роль репортера, хорошо знающего изнанку американской столицы; «Дилижанс», где он играет доктора Буна. За работу в последнем фильме Томас Митчелл удостоился Оскара.

«Дилижанс«.

— Мистер Форд, а почему в вашем фильме индейцы не стреляют по лошадям?
— Потому что тогда бы мой фильм закончился намного раньше…


Я не самый большой поклонник вестернов. И уж такой старый фильм, как первый фильм Форда с Джоном Уэйном решила глянуть только ради этой игры. История очень простая. В одном заштатном городишке в Аризоне в дилижанс садятся несколько человек: благородная дама на последнем сроке беременности, которая решила навестить мужа; проститутка с золотым сердцем, выгнанная из города комитетом нравственности; вороватый банкир; трезвенник, торгующий виски; карточный шулер, бывший когда-то офицером-южанином; шериф; пьяница-доктор, которого тоже изгнали чересчур нравственные горожане. Есть ещё болтливый возница и Джон Уэйн в роли мстителя за свою семью. Время для путешествия они выбрали не самое удачное, так как именно в этот момент апачи встали на Тропу войны. Собственно, они едут, общаются, потом отбиваются от апачей. Кто-то погибает, кто-то находит любовь. Мне в фильме понравились условно второстепенные персонажи — доктор Бун, в исполнении Томаса Митчелла, возница, торговец виски и шериф. Было несколько открытий: я, например, не знала, что в Аризоне бывает снег, а за убийство троих людей в 1880 году в тех краях давали год тюрьмы. Также хотелось весь фильм поменять на Уэйне джинсы, они ему как-то коротки. Отмечу, что сцену погони Форд снял мастерски. Как актеры делали некоторые трюки без современных спецэффектов, совершенно непонятно. Митчелл в фильме очень симпатичен, как, впрочем, и в картине «Мистер Смит едет в Вашингтон».

«Мистер Смит едет в Вашингтон«.

— Мир двигают вперед дураки, у которых есть мечта.


Посмотрев сей шедевр, я совсем не поняла, почему картину Франка Капры с Джеймсом Стюартом в главной роли считают шедевром. Мне странно представить, что этот фильм всерьез конкурировал с «Унесенными ветром» за звание лучшего фильма года. И я весьма удивилась, что именно Стюарт считался главным претендентом на Оскар в категории Лучшая мужская роль.

Однако факты остаются фактами: тридцать раундов голосования среди кинокритиков не выявили победителя в схватке между «Унесенными» и «Мистером Смитом». В 31-й обе картины сняли с голосования, и критики дружно присвоили победу «Грозовому перевалу». Посол США в Великобритании Джозеф Кеннеди, отец будущего президента, призвал Франклина Рузвельта запретить показ фильма за границей, потому что эта картина выставляет США в невыгодном свете.  В некоторых штатах даже развернулись кампании против коррупции. Пресса требовала наград для Капры и Стюарта. А так как после церемонии произошла утечка данных о голосах академиков, поданных за некоторых номинантов, стало известно, что Стюарт был очень близок к победе, намного обогнав Кларка Гейбла, сыгравшего в «Унесенных ветром».
Для себя феномен этой картины я объяснила эффектом новизны, тем же самым, с которым столкнулись зрители нашей страны, когда в хрущевскую оттепель появились фильмы, критикующие отдельные стороны социалистической действительности. Собственно, меня вообще не покидало при просмотре ощущение, что я смотрю фильм, где Ленин поменялся с Линкольном местами, расхитители народной собственности, стали капиталистами-коррупционерами, а первый секретарь обкома партии неожиданным образом перевоплотился в вице-президента США.

Картина повествует о том, что совершенно случайно на замену умершего сенатора от штата Среднего Запада отправляют в Вашингтон молодого идеалиста, который по жизни руководит скаутами. Сначала он теряется в столице, потом попадает в массу неловких ситуаций, потом с помощью невероятно умной и талантливой помощницы понимает, что демократия в опасности. И устраивает обструкцию в Сенате — такую процедуру, когда у сенатора нельзя отобрать слово, пока он стоит на ногах и говорит. Герой Стюарта простоял и проговорил 23 часа. Коррупционеры с ним боролись, как могли. Даже скаутов пытались задавить: тут я подумала, что наши пионеры сами бы повязали расхитителей социалистической собственности… Но Смит все-таки победил. Стюарта за его работу в этом фильме признали гением.

Моё мнение: если вы видели фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым, наблюдали «запиканный» эпизод, где его герой показывает, как он умеет нецензурно выражаться, вы видели шедевр и гениальную актерскую работу. «Мистер Смит» в сравнении с нашим фильмом — это даже не самодеятельность, это постановка уровня начальной школы. Реально, глаз отдыхал только на Митчелле и ещё нескольких редких персонажах. Огромный рейтинг у этого фильма даже в России на Кинопоиске, но я останусь при своем мнении.

«До свидания, мистер Чипс»

А Вы знаете, что грязные воды Дуная видят голубыми только влюбленные?
Мне очень нравится Ретт Батлер в исполнение Кларка Гейбла, но посмотрев «Чипса», соглашусь с академиками, Роберт Донат на 100% заслужил свой Оскар.

Это очень милый, очень добрый и трогательный фильм. Он повествует о шестидесяти годах жизни Учителя, человека бесконечно влюбленного в свою работу. В 1870 году Чипс получает место преподавателя в самой престижной школе для мальчиков. Он жутко боится что-то сделать не так, и, конечно, все сначала делает неправильно. Но проходят годы, и Чипс становится замечательным педагогом. Как частенько бывает, если ты хороший специалист своего дела, тебя не спешат назначать начальником. Мечта Чипса — стать директором школы — ускользает от него, так как есть те, кто не очень хорош в педагогике, а значит, именно таких людей и стоит сделать начальниками.

В такой момент, отобрав мечту, судьба дарит ему встречу с замечательной женщиной. Кэтрин в исполнении Грир Гарсон меня просто покорила. Она невероятна: умна, независима, тактична, и у неё огромное доброе сердце.


Пройдет ещё несколько лет, и старый учитель все-таки возглавит свою школу в самые непростые для страны времена. Как же похожи разные страны в ожидании небольшой победоносной войны! Ура-патриотизм и шапкозакидательство. Расстройство мальчишек, которые боятся не успеть повоевать. И как же всегда трагически все это заканчивается, когда мальчики, успевают вырасти, чтобы погибнуть…

Финал у картины очень светлый, хотя человеческая жизнь заканчивается смертью. В случае Чипса, на смертном одре он различит голоса собравшихся около его постели. Они будут обсуждать, что жизнь его была не так уж и хороша: детей так и не нажил. Чипс откроет глаза, улыбнется и произнесет: «Как же у меня нет детей? У меня их тысячи! Правда — все мальчики».

Наверное, сегодняшнему зрителю фильм покажется простым и наивным. Но он светлый. Злопыхатели тогда говорили, что Оскар нужно было давать не иностранцу Донату, а гримерам картины. И грим действительно замечательный. Но как под этим гримом менялся, старел актер! Мне даже показалось, что к концу фильма он как-то усох. Прекрасные актерские работы исполнителей главных ролей и отличная история.

«Унесенные ветром»

За мисс Скарлетт я спокойна, она вынесет всё, что не пошлет ей Бог.
Сложно что-то новое написать об одном из самых известных фильмов в истории человечества. Многие картину видели, и каждый составил своё мнение. Пробегусь по некоторым интересным фактам.

Не совсем точно считать, что Маргарет Митчелл продала права на экранизацию за рекордную сумму в истории кино. По сегодняшнему курсу, уплаченные ей 50 тысяч долларов составят 830 тысяч. А Джеймсу Вандербилту за «Штурм Белого Дома» заплатили 3 миллиона. Правда Митчелл отказалась хоть как-то помогать со сценарием, но оставила за собой право давать советы в подборе актеров.

С её подачи Эшли из очаровательного юноши превратился в мужчину средних лет. Лично я считаю, что хорошо, что Селзнику хватило находчивости отказать Митчелл в выборе актера на роль Ретта Батлера, так как она видела его таким, как на фотографии ниже.

Вивьен Ли писательница одобрила на роль Скарлетт, когда узнала, что та увела своего мужа чуть ли не из под венца, отбив у невесты. Именно в этот момент Митчелл увидела в Ли «свою Скарлетт». Чем больше я читала об истории создания фильма, тем более мне казалось, что Маргарет Митчелл совсем не хотела экранизации романа. Известно, что она осталась картиной не совсем довольна, и отказывалась её комментировать.

Фильм начинается почти семи минутной увертюрой. Немыслимо сейчас представить такое в кино, но тогда это добавило фильму эпичности.
Билеты на премьеру стоили 10 долларов (почти 170 современных долларов), но спекулянты продавали их по цене 200 долларов (3 500 сегодняшних долларов). Я привела в начале размеры средних зарплат американцев того времени, и, тем не менее, билеты на премьеру было не достать.

Мне нравится иногда пересматривать этот фильм. Ретт, Мамушка и Мелани — мои любимцы. Обожаю второстепенные персонажи в этой картине: актеры отлично подобраны и роли ими блестяще сыграны. Совершенно не воспринимаю экранного Эшли. Скарлетт неоднозначный персонаж, который мне не очень близок. Но она стойкая, цепкая, где-то запутавшаяся, поэтому, наверное и интересная многим поколениям читателей и зрителей. И мне кажется, что Вивьен Ли свой Оскар заслужила.

Хотя тогда она его получила с минимальным перевесом голосов. В преддверии вручения наград в стране развернулась битва двух побережий за главный женский Оскар. На Востоке страны выступали за Вивьен Ли. Запад неистовствовал: отдать Оскар иностранке, обделяя своих соотечественниц! Многие академики, пресса западного побережья и патриоты требовали награду для Бетти Дэвис за роль в фильме «Мрачная победа».

Обиженной осталась Оливия де Хэвилленд. Во время съемок фильма продюсеры подчеркивали, что она исполняет, как и Вивьен Ли, главную роль в картине. Как мне кажется, это вполне обоснованно. Актрисам даже специально установили одинаковый гонорар. Однако, её номинировали на премию не в категории Главная женская роль, а за роль второго плана.

Оскар за лучшую женскую роль второго плана выиграла Хэтти Макдэниел. Её речь получилась очень эмоциональной, в конце которой актриса расплакалась. 

Единственной из сидевших в зале отеля Амбассадор, кто пошёл поздравить Хэтти после награждения, была Оливия де Хэвилленд. Однако, ей не позволили даже приблизиться к столу Макдэниел. По пути её перехватила жена Дэвида Селзника и, буквально впихнула в кухню, велев не позорить ни себя, ни других присутствующих. Позже журналистам, обратившим внимание на странные маневры двух женщин дали объяснение, что Оливии стало душно. Вот такие были времена.

Остается добавить, что приз за лучшую режиссуру получил Виктор Флеминг, поставивший «Унесенные Ветром«.

Таким эмоциональным был Оскар 1940 года для современников. Для потомков остались фильмы и песня, завоевавшую в тот год награду. Кстати, эту песню считают лучшей из всех, когда либо звучавших в кино. Это «Over the Rainbow» из кинофильма «Волшебник страны Оз». У неё было очень много каверов. Мне больше всего нравится версия, которую записал Израэль Камакавиво’оле. Послушайте, как она звучит в кинофильме «Знакомьтесь, Джо Блэк».

 

P.S. Этот пост закрывает наш киномарафон по лучшим фильмам, однажды получившим премию Оскар. Спасибо всем, кто писал и читал! Вскоре я подведу итоги. И мы проголосуем за номинантов нынешнего года, выберем лучший фильм Оскара 2018.

Спасибо за внимание, смотрите кино!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*