«Мужики»: о замечательном фильме

В 1982 году на экраны вышел фильм «Мужики». Картина Искры Бабич сразу полюбилась советским зрителям — так как рассказывала простую жизненную историю, которая вполне может случиться с каждым.

…Пятнадцать лет назад, уйдя служить во флот, покинул родную деревню Паша Зубов. Была у него невеста — Настена. Любил ее Павел и верил ей так, что после письма матери, в котором она написала, что Настя «спуталась» с художником заезжим и беременна от него, перестал верить вообще всем женщинам и дал себе слово не возвращаться в родной дом. Характер у Павла цельный, решительный, такой, если задумал что — сделает. И все эти пятнадцать лет мотался Павел холостяком по тундрам, морозил душу «по своим северам», пока не вызвал его отец срочной телеграммой.
Тут-то и узналось все: что полгода назад умерла Настена, что перед смертью простила Павлу напрасную обиду, потому что всю свою жизнь любила только его, и что дочь Поля — от него, от Павла. Правду горькой истории поведает сыну мать. Не со зла она девушку много лет назад оклеветала — честь сына берегла.
Перед Павлом встает нелегкий выбор: признать свою вину перед Настей и принять дочь либо уйти от тяжелой проблемы — ведь у Насти осталась не только Полинка, есть еще двое маленьких сыновей, чужих Павлу, но нерасторжимых с ней.
И Павел выбор сделает.
.

За первый год проката фильм посмотрело свыше 38 миллионов зрителей, что дало 2 место.

По версии журнала «Советский экран» «Мужики» стали лучшим фильмом года, а исполнитель главной роли Александр Михайлов стал лучшим актером.

В следующем году фильм получил Госпремию РСФСР и несколько международных премий.

Обратимся к другим интересным фактам, связанных с «Мужиками».

У Александра Михайлова в кино было трое детей, но только один из экранных наследников связал свою жизнь с искусством — Михаил Бузулев-Крэцо, сыгравший роль цыганенка Степки.

Он снимался в нескольких фильмах, играл в труппе известного театра «Ромэн».

Как ни странно, Александр Михайлов полагал историю, заложенную в сценарий, «выдуманной», он не верил в реалистичность основы фильма, поэтому трижды отказывался от главной роли. Валентин Дьяченко, автор сценария сумел переубедить актера, рассказав тому реальную историю собственной жизни — ему тоже пришлось взять на себя ответственность за чужих детей. Взяв в жены женщину с двумя детьми, сценарист оказался вынужден много работать.

Работа по совместительству в Советском Союзе запрещена не была, но, мягко говоря, не приветствовалось — поэтому сценарист был вынужден прятаться под псевдонимом Валентин Михайлов. Одинаковая фамилия актера, исполнившего главную роль и автора сценария породила слухи, что они родственники. Но это было не так.

На роль Степки претендовало порядка 80 детей, выбор в пользу Миши Бузылева-Крэцо был сделан по фотографии где он пострижен налысо в связи с золотухой, а в фильме у мальчика густая шевелюра.

В фильме Степка немой, он только в самом конце картины начал разговаривать испугавшись собак, а в реальности мальчик отличался болтливостью.

Ценной цветной пленки это погубило изрядное количество.

Особенно тяжело дались кадры когда к вернувшемуся на север Платону Зубову пришли в гости друзья — одного из них играл реальный отец Миши Бузылева-Крэцо.

папа Дмитрий Бузылев-Крэцо


и в фильме «Мужики»

 

Степка раз за разом приветствовал вошедших криком «Папа». Пришлось переснять минимум пять дублей.

Сцена кормления Рекса пирожком тоже была снята с огромным трудом — по задумке режиссера Степка должен был засунуть голову в собачью будку — но там было темно и страшно. Тогда съемочная группа пошла на хитрость — выломали заднюю стенку конуры и за ней устроился папа Степки.

А посмотреть сквозь отверстия в будке на папу, юный Миша соглашался с восторгом.

Собаку Рекса для съемок взяли прямо в деревне, где снимался фильм. Привыкать к другой кличке псу было без надобности, его и так звали Рексом. А вот играть как нужно он не собирался — особенно тяжело давалась сцена погони за автомобилем, пес ни в какую не желал его преследовать. Чтобы он все-таки стал гнаться, на заднем сиденьи разместилась хозяйка собаки. Весь процесс съемок этой сцены женщина очень переживала — она опасалась выдержит ли сердце у ее питомца — ведь Рекс был пес уже немолодой, и ни за кем кроме кур и уток во дворе не гонялся уже давно.

Петя Крылов, сыгравший Степкиного брата, не был таким непоседой, как Миша, но во всем ему подражал.

«Было такое впечатление, что у нас на съемочной площадке полноценный детский сад, – вспоминает Сергей Зайцев. – Много хлопот было, когда приходилось сидеть в ожидании солнечной погоды. Дети начинали шалить, играть, петь, плясать. А то дрались и ревели. Но режиссер Искра Бабич умела по-матерински угомонить ребятишек».

Как? Например, дарила Мише… реквизит – старые граммофонные пластинки. Они казались малышу невероятно красивыми.

«Беру я пластинку в руки, бегу с ней по коридору съемочного павильона, на радостях падаю – и она разбивается, – рассказывает Михаил. – Прошу другую – та же история. И так несколько раз подряд».

А еще актеры, игравшие мальчишек, вспоминают, что среди эффективных методов воздействия на них было… запугивание таксистом, которого в фильме играл водитель такси из Ставрополя.

«Не знаю, почему мы его боялись – он не был страшным. Просто серьезный такой, задумчивый», – рассказывает Михаил.

После съемок «Мужиков!..» экранные братья сдружились. Приятельские отношения они поддерживают до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*