«Хэппи-энд» Михаэля Ханеке

«Хэппи-энд» — еще один очень сильный фильм, который я посмотрела за последний месяц. Жаль только, что участники кинофестиваля в Каннах доходят до нас так поздно. Почти год прошел… Наверное, кинопрокатчики думают, мы такие тут тупые, что можем хавать только очередную невыполнимую миссию или обитель зла.

Так как я очень уважаю фильмы Ханеке, да и вообще он мне нравится и как человек, все его новые фильмы для меня must see. Впрочем так же, как и фильмы Пола Томаса Андерсона 🙂

Я читала много интервью с Ханеке. Он производит впечатление очень умного и интеллигентного человека. Его интервью, рассуждения всегда интересно читать. Ханеке — европейский интеллектуал в лучшем его проявлении: скромен, умен, хорошо образован и талантлив. Выходец из творческой семьи. Мать — актриса, отец — музыкант. Сам Ханеке изучал в Венском университете философию и психологию.  Много лет работал кинокритиком. Все это сказывается на его фильмах. Сценарии всегда сильные. В его фильмах чувствуется очень мощная философская и психологическая основа. Ну не попрешь против его логики, интерпретации событий. Можно возмущаться, но, по-сути, подумав, соглашаешься, да, все так и есть.

Ну и в принципе, многие критики ставят Ханеке на первое место среди режиссеров. Мне сложно с ними поспорить. Я не критик, но фильмы у него зубодробильные. Они никогда не оставляют равнодушным зрителя. Они раздражают, бесят, восхищают, веселят. Но их хочется пересматривать по несколько раз, разбираться, копаться, думать: а почему он тут так сделал, а вот тут эдак, а что значил вот этот поступок главного героя, а может, он ничего не значил… Начиная от «Пианистки» Ханеке стабильно выдает один киношедевр за другим.

Но вернемся к «Хэппи-энду». Постараюсь не спойлить.

В Каннах в прошлом году фильм восприняли неоднозначно: кто-то прочил очередную пальмовую ветвь Ханеке, а кто-то откровенно спал при просмотре фильма.

Я схожую реакцию заметила и в обычном Питерском кинозале: кто-то вставал и уходил в середине фильма, кто-то смеялся к месту и не к месту, кто-то громко комментировал скабрезные сцены. Но это ж Ханеке, никого не оставит равнодушным 🙂 А меня фильм захватил как детектив. Мне было интересно досмотреть, чем же все закончится. Ну, хэппи-энд случился, но это такой, ханекевский хэппи-энд. Вроде как на этот раз все остались живы. И на том спасибо.

Ханеке в очередном своем фильме продолжает ниспровергать вбитые нам с детства штампы: все дети невинны и чисты; мамы и папы любят своих детей, а дети любят своих родителей; все старики мудры и умны.

Ничего такого вы не найдете в «Хэппи-энде». Внучка главы семейства и по совместительству дочка его сына, тринадцатилетняя девочка с невинным и ангельским личиком на самом деле очень жестока и безжалостна. Плюс очень умная, прекрасно понимает что где происходит. Даже больше понимает, чем сами взрослые. Ну и ко всему прочему еще умеет отлично манипулировать людьми, играя на их слабостях и недостатках. С такими детьми и врагов не надо. Прирежет и глазом не моргнет.

Глава большого семейства Жорж Лорен, которого играет Жан-Луи Трентиньян, — выживший из ума старик, выходки которого уже поддостали всех. Его основная идея — покончить жизнь самоубийством. И он то врезается в деревья,  то достает парикмахера просьбой достать ему оружие. При этом он всегда и везде подчеркивает свой социальный статус: стареющий, богатый француз, которые может себе позволить и часы картье, и дорогой дом, и частную клинику в Швейцарии. При чем у него все это происходит до такой степени естественно, что даже и претензии к нему по этому поводу предъявлять неловко. Эдакий состарившийся избалованный ребенок.

Дети Жоржа Лорена ничуть не лучше.

У сына, Томаса Лорена, которого играет Матье Касовитц, жена во втором браке нянчится с грудным ребенком, а он уже ей вовсю изменяет с какой-то горячей виолончелисткой. Это уже не тот милаха из «Амели». Нет, на вид он все такой же симпатяга, а вот по поведению уже далеко не милаха.

Дочь Жоржа Лорена, Анне Лорен в исполнении Изабель Юппер вроде как пытается удержать бизнес семьи на плаву, благодаря ранее нажитыми ее предками связям, а не благодаря какой-то особой предпринимательской жилке. Ну и все равно «успешно» его просирает, не найдя в своем сыне  преемника в бизнесе, на которого она может опереться. Попутно она не особенно успешно пытается разобраться со своей личной жизнью: с любовником и со своим сыном.

В общем, типичная буржуазная европейская семья, все обаяние которой заключается в ее богатстве. Сами персонажи красивы снаружи, но крайне неприятны внутри. За блестящим фасадом европейского достатка скрываются обычные семейные проблемы, которые, к сожалению, невозможно решить никакими деньгами. Ну и плюс многие этические ценности данная семья отбросила давным давно.

Все это еще подчеркивается их отношением не только друг к другу, но и к людям, которые ниже их по социальному статусу.

Неприятна реакция героев Изабель Юппер и Матье Касовитца на то, что дочку эмигрантов-арабов, которые верой и правдой много лет служат у них дома, покусала семейная собака. Они утешают слуг, что, мол, ничего такого страшного не случилось, надо подальше держаться от собаки, попринимайте таблеточки, скушайте конфетку и все пройдет. А как же уколы против бешенства? А может собака больна и заразила ребенка? Почему собаку не надо проверять?

Также не менее цинично они выкрутились из ситуации, при которой на их семейном предприятии от несчастного случая погиб один из работников. Наняв дорого адвоката, они обставили дело так, что чуть ли не сам рабочий оказался во всем виноват. Хотя, конечно, вины его не было никакой. Ну а бедной вдове пришлось принять подачку в несколько тысяч евро в качестве компенсации. Это в обмен на погибшего мужа… Денег на дорогого адвоката, который бы защитил ее права, у нее, к сожалению, не было.

При чем все описываемое в фильме Ханеке выглядит настолько буднично, без всяких выламываний рук и велиречивых выступлений, что даже и не сразу замечаешь весь ужас и цинизм происходящего. И до всего этого доходишь уже после просмотра фильма. И нечего винить детей в том, что они такие циничные и избалованные, как внучка Жоржа Лорена. От осинки не родятся апельсинки. По-сути Ханеке говорит зрителю: «Посмотрите сначала на себя, а потом уже корите своих детей и общество, в котором вы живете».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*