«Большой»: расширенная версия — Алиса Фрейндлих и другие

Давно я хотела посмотреть этот фильм, но в кино не получилось сходить, да и отзывы были разные —  например, я часто читала в отзывах, что Алисы Бруновны в фильме могло бы быть и побольше. В общем, я ждала режиссерскую версию, тем более, что обещала одной сосайтнице поделиться мнением по поводу. Делюсь)

На самом деле на сайте уже была хорошая рецензия на этот фильм — на киноверсию, поэтому, я очень подробно на его достоинствах и недостатках останавливаться не буду. Я не балетный критик и даже не балетоман. Знаю нескольких самых известных звезд, несколько раз ходила на «Лебединое озеро», один раз была в Большом театре. Но в подростковом возрасте прочитала повесть Юрия Короткова «Виллисы» и была очень впечатлена. Ее сюжет в целом похож на этот фильм — девочка взрослеет в балетном училище, пробивается в этом необычном мире, видит, как ее ровесницы идут на все, лишь бы остаться в нем, видит, как балет ломает людям жизни и что стоит за этими воздушными танцами в красивых костюмах.

Киноверсия «Большого» шла чуть больше двух часов, версия, которую я смотрела вчера, шла почти 4 часа (хотя, конечно, рекламы для телезрителей не пожалели, особенно предвыборные ролики доставляли, я даже впервые заценила обращение нашего самого любимого и уже почти родного кандидата). Я за Тодоровским-младшим слежу давно, его первые фильмы у меня как раз включены в пост про нестыдное кино 90-х — он в отличие от многих наследников как-то сразу выделялся внятными историями, хорошим чутьем на талантливых актеров и умением дать им раскрыться в картине. Вот в «Большом»  все это, на мой взгляд, опять есть. Отличная роль актера Домогарова — может, он и играл практически себя, но наблюдать за этим было интересно. Хотя, наверное, это единственная яркая мужская роль в фильме, все остальное в нем делали актрисы и балерины.

Вернее, две актрисы — в первую очередь Алиса Бруновна Фрейндлих и еще Валентина Теличкина. Я думаю, что для режиссерской версии обе эти роли все же расширили, потому что я не могу сказать, что Алисы Бруновны в фильме мало — это фактически полноценная главная роль и конечно если бы не она, фильм смотрелся бы не так интересно. В последние год-два кинозрителям повезло — Алиса Бруновна снялась сразу в двух полнометражных фильмах — в этом и еще в «Карпе отмороженном», про которого я тоже тут писала. За обе эти роли она  номинировалась на главные отечественные кинопремии, за «Карпа» уже взяла «Золотого орла» за женскую роль второго плана, а сейчас номинирована на «Нику» так же за роль второго плана — в одной номинации две роли Алисы Бруновны, а одна как раз Валентина Теличкина, которая тоже совершенно блестяще выступила в «Большом». Жаль, что нигде не отмечена еще одна яркая роль Яны Сексте — у этой актрисы, судя по Кинопоиску, никаких наград просто нет! (Хотя у Теличкиной тоже всего одна номинация на Золотого орла — за «Большого», но если эту тему развивать, мы зайдем далеко((( Все кинопремии вообще выдаются не очень объективно).

Но если выбирать между двумя ролями лично я наградила бы Фрейндлих именно за фильм «Большой». В «Карпе» в роли скверонословящей бабки она тоже очень хороша, но сам персонаж прописан не так хорошо, развернуться там негде, да и режиссер уделяет сильно больше внимания чувствам героини Нееловой. Старая балерина с приступами болезни Альцгеймера прописана гораздо лучше и тут Алисе Бруновне есть, что и как играть. Прекрасная работа, просто браво! То, как она ходит — Фрейндлих не могла не наградить ее своеобразной балетной походкой, как она живет балетом, потому что кроме него у нее ничего в жизни нет, как гоняет этих девочек, при этом принципиально поддерживает талантливую ученицу, несмотря на интриги и личные симпатии, как у нее вдруг появляется этот специфический беспомощный взгляд в моменты приступов болезни — ну это просто здорово сделано. Ее персонаж — это и есть история балерины, потому что главная героиня фильма еще не наработала себе такой глубины и несмотря на все свои жертвы не готова отдавать балету всю себя. Хотя может это и правильно — зритель тут сам должен сделать свои выводы — стоит эта профессия того нет, но на «Нику» Фрейндлих однозначно наиграла и если я и буду пересматривать этот фильм, то в первую очередь из-за нее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*