Абсолютно нетипичная Фрэн Макдорманд

Я не думаю, что где-то в Голливуде есть ещё такие же характерные актрисы, как она. Френсис Макдорманд (для друзей и коллег просто Фрэн) обитает на периферии светской жизни, однако в этом году именно она купается в софитах внимания. Неудивительно — кто в настоящее время лучше неё способен показать миру, что из себя представляет сильная самодостаточная женщина?

Более того, ее слова не расходятся с делом — и это вызывает огромное уважение. Она не пропагандирует громкие лозунги через социальные сети про харасмент, проводя большую часть своего рабочего времени полуголой; не просит уважать ее частную жизнь, раздавая интервью направо и налево; и единственный, у кого она получала роли за связи — это ее муж-режиссёр, с которым вместе они живут вот уже 35 лет.

До меня Фрэнсис уже было посвящено несколько постов (особенно хочу отметить пост alfa-omega в рамках киноигры), но я не буду повторяться и поделюсь только тем, о чем не писалось ранее.

Прежде чем рассказывать о жизни этой непохожей на других актрисы, я хочу показать, чем она меня покорила в своё время: ее потрясающе меткое интервью на тему старения. Кто хочет насладиться всей беседой полностью — вот видео:

(Если не грузится, введите в поиске «frances mcdormand on aging»)

Для тех, кто как я, никогда не смотрит видео (но лучше сделайте исключение и обязательно посмотрите это — оно правда того стоит и даст наилучшее представление об актрисе) — довольствуемся гифками.

По интервью Фрэнсис можно подтягивать английский — столько слов новых узнаешь=)

Примерный перевод: «Ни у кого больше нет желания быть взрослым. Никто не видит достойную цель в том, чтобы взрослеть. Мы перестали воспринимать опыт, который приходит с годами, как дар. Что-то сломалось в нашем обществе: старше 45 выглядеть неприлично – это касается одежды, внешности, высказываемых мнений. Все одеваются как подростки. Все красят волосы. Все озабочены тем, чтобы иметь гладкое лицо».»

Какие правильные слова! Иногда мне страшно смотреть на экран:

О морщинах – как указателях на пути. «Мое лицо пластичное, как резина. Оно всегда мне отлично служило, а с возрастом – особенно. Морщинки и складки – как дорожная карта, на которой остались все пройденные маршруты, и я могу в любой момент ею воспользоваться».

Итак, как же она пришла к этому — к признанию, успехам, наградам — не будучи замешанной ни в одном скандале, не посещая толком голливудские вечеринки, почти не давая интервью и не промотируя свои фильмы через вечерние шоу?

Из того, что меня особенно восхищает — сейчас, будучи фаворитом в оскаровской гонке, она просто нивелирует значимость награды, пропуская традиционный ужин и фотоколл номинантов и давая понять своей речью на получении награды гильдии актёров про «уступать дорогу молодым», что получение второй заветной статуэтки ее не интересует.

Забавный факт: первая статуэтка Френсис хранится совсем не на полочке на видном месте, а пылится где-то на шкафу с нанизанными на дядю Оскара солнцезащитными очками от игрушечного Кена. Фрэнсис смеётся и рассказывает, что это не худшее, что видела статуэтка — в конце нулевых, когда ее муж номинировался на премию, а она не смогла с ним пойти на церемонию, она смотрела трансляцию вместе с талисманом-Оскаром, переодев того в ковбоя.

Немного о биографии 

Один из самых необычных фактов из жизни Фрэнсис — она была брошена биологической матерью, предположительно прихожанкой церкви, на  крыльце церкви и была удочерена пастором и его женой в возрасте полутора лет. Они же переименовали и с Синтии Энн Смит на Фрэнсис Макдорманд. Много лет спустя она получила возможность познакомиться со своей биологической матерью, но решила этого не делать.  

Помимо неё, в семье было двое приемных детей. Фрэнсис в свою очередь тоже усыновила ребёнка — 6месячного мальчика Педро из Парагвая. Своих биологических детей у неё нет. После появления ребёнка Фрэнсис посвятила себя материнству, минимизировав участие в проектах и не давая интервью совсем. Она рассказывает, что это было сознанное решение, связанное с нежеланием втягивать ребёнка в светскую жизнь и привлекать излишнее внимание.

Привлекать внимание она вообще не любит. Даже своим поклонникам она отказывает в автографах, предпочитая вместо этого объятия или разговор. “Когда ко мне подходит кто-нибудь с просьбой получить автограф, я говорю — нет, я вышла из этой части индустрии. Сейчас я всего лишь играю роли.» «Я спрашиваю: «Как Вас зовут?». Я дотрагиваюсь до них. Смотрю на них. Я даю настоящий обмен. Я актриса не потому, что хочу, чтобы мои картины окупались. Я актриса, потому, что хочу быть частью обмена между людьми»

Вот такой интересный подход у Френсис к людям. Лично мне такое импонирует, конечно же. Из той же категории:

«Меня удивляет, что люди не могут смириться с тем, что я такая же, как они. И хотя это случается нечасто, я помню каждый такой случай: например, я стою в метро, жду поезда или покупаю еду в магазине на углу, а тут кто-нибудь подходит и говорит: «О боже, что вы тут делаете?» Тут я обычно взрываюсь: «А я тут, ради всей благости Господа, жду поезд» или: «А я тут, представьте себе, жратвы зашла купить»

Вернемся к биографии.

Сейчас сын уже вырос и далёк от ремесла родителей. Он работает фитнес-тренером, фактурный такой парнишка.

Про детство Фрэнсис не слишком много рассказывает. Мол, специфика расти в семье священника… Немногие знают, какого это. «Он не слишком вникал в проблемы своей семьи, но всегда был готов помочь чужим людям в их нуждах» — так отзывается об отце Фрэн. Про мать она говорит ещё хуже, не жалуясь, но давая понять, что проблемы внутри семьи ей знакомы не понаслышке.

По этой причине в 17 лет она вырвалась на свободу и не возвращалась больше к родным. Бунтовала как могла («Девственность? Избавиться как можно скорее. Все виды наркотиков, не вызывающие привыкания? Я хочу попробовать их все!»), но с умом — те же ЛСД так и не стали постоянной частью ее жизни.

Так, про детство рассказала, что ребёнка рассказала, что ещё? Про мужа, думаю, знают все. Известнейший режиссёр — и вот немного об их первой встрече:

«Я познакомилась с Джоэлом Коэном и его братом Итаном на пробах, когда мне было двадцать четыре. Итану было столько же, а Джоэл был на три года старше. Я помню, что вошла в комнату, и они сидели на диване, а перед ними стояла пепельница с горой пепла и зарытыми в эту гору окурками. И я подумала: «Какие странные, нелепые придурки – наверное, интеллектуалы».

Молодая Фрэнсис 


Во время проб она была в других отношениях — и даже отвергла предложение прийти на кастинг, потому что ей нужно было посмотреть дебют ее парня в мыльной опере. Однако к моменту съёмок эти отношения были сведены на нет, поэтому ей ничего не мешало проводить в беседах с режиссёром долгие часы. Перед отъездом домой она спросила у Джоэля, какую книгу ей прочитать по пути — и он посоветовал «Почтальон всегда звонит дважды». По признанию Фрэн, это была самая чертовски сексуальная книга в ее жизни. Через пару ночей она пригласила к себе Джоэля «обсудить книгу», и вот так все и было. Следующие несколько ночей они пили горячий шоколад и обсуждали книги. «Он соблазнил меня литературой» — смеётся Фрэнсис. Да и вообще по ее интервью можно сказать, что общение — это одна из ключевых связующих их вещей, что тогда, что сейчас.

С 1984 года они официально женаты. Забавный факт: Френсис носит кольцо первой жены Джоэля, мол, а чего добру пропадать? Вопреки суевериям, бед их браку это не принесло.

С 1995 года они стали родители ребёнка. Фрэн открыто говорит, что они пытались завести собственного ребенка на протяжении 10 лет, но ничего не вышло. Она всегда хотела быть матерью и не видела разницы между тем, чтобы выносить и родить ребенка или усыновить его — главное, на ее вгляд, держать ребенка на руках и быть рядом с ним. Вообще, про свое материнство она говорит много приятных вещей, сравнивая, например, запах своего маленького сына с запахом булочки синнабон. Очень мило, неожиданно мило от такой суровой леди.

Немного семейных фото разных лет:


Именно первый фильм братьев Коэнов стал для Фрэнсис дебютом в ее карьере. Изначально роль предлагалась ее подруге Холли Хантер, с которой они жили вместе в одной комнате в университете (кстати, Фрэн закончила магистратуру по драматургии Йельского университета), но та ушла в другой проект, порекомендовав свою соседку. Вместе они сыграли позднее в другом фильме -» Воспитывая Аризону», которая позиционируется как драма, но если честно, больше похожа на комедию. Интереснейший актерский состав кстати — в главных ролях Николас Кейдж и молодая Холли Хантер (практически неузнаваемая!) и их забавнейший малыш.

Подруги продолжили жить вместе и дальше, после знакомства Фрэн с Джоэлем — теперь они снимали квартиру все вместе — Фрэн, Джоэль, Итан, Холли и режиссёр Сэм Рейми. Вот уж не знаю, как они жили, Фрэн рассказывала как-то в интервью, что мол, в односпальным апартаментах им всем было тесновато, и они были счастливы найти классный дом с 3 спальнями, где все в итоге и разместились. Периодически у них жили и другие актёры и режиссёры, в общем, была своя тусовка. Сам Рейми ещё долго сохранял аренду этого дома, когда все разъехались.

Ну а дальше уже история — они уехали из дома с появлением ребенка, Фрэнсис выигрывает Оскар, уходит на время воспитания ребенка с главных ролей, чтобы затем триумфально вернуться сразу в нескольких потрясающих проектам, о которых я и расскажу чуть ниже.

Вообще, надо отметить, что героиня поста — одна из очень немногих актрис, кто выиграл разу три престижнейших  своей области актерских наград — Оскар (фильмы), Эмми (ТВ) и Тони (театр) — вот настолько ее талант многогранен.

Сама Фрэнсис сетует «Эй, я еще не выиграла Грэмми» Последняя большая премия, которой ей не достает для полного комплекта. Но она знает, как это исправить! «У них есть специальная номинация за лучшую озвучку аудиокниги. Я собираюсь взять самый скучный учебник по математики и озвучить его так круто, чтобы им ничего не оставалось бы сделать, как дать мне Грэмми»

При этом Фрэнсис начинала карьеру как актриса кино, потом ушла в театр, а до телевидения добралась только благодаря желанию экранизировать книгу «Оливия Киттеридж». Но обо всем по порядку.

Первой пробой пера для неё как для актрисы стала работа в «Просто кровь» братьев Коэнов. Фильм действительно очень простой, я бы даже сказала прямолинейный. Красиво снят, с задумкой; хорошие актёрские роли; продуманный сюжет. Личные мне было немного скучновато смотреть, особенно после поздних, более отточенных, работ братьев.
В дальнейшем с братьями Фрэнсис сотрудничала ещё 8 раз, самыми запоминающимися работами из которых были:
“Человек, которого не было», снятый в черно-белой пленке (точнее, переведенный в ч/б) — именно эту картину Фрэнсис называет самой значительной в своей карьере.

«Да здравствует Цезарь»

«После прочтения сжечь»

Первую номинацию как актриса Фрэнсис получает за второстепенную роль в «Миссисипи в огне».

Добротный фильм, в своё время он скоротал для меня вечер. Не то, что я буду пересматривать, но для своего времени отлично сделанный фильм.

Вторая номинация принесла ей уже заслуженную победу —  за роль беременной женщины-полицейского в фильме Фарго. О фильме Фарго я уже писала в своём посте — именно эта работа и открыла для меня Фрэнсис Макдорманд как актрису. Конечно, я слышала о ней и раньше, но больше как о жене одного из братьев Коэнов, чем как о самостоятельной единице. Но в Фарго она бесподобна, абсолютно бесподобна и совсем не похожа на другие свои роли. Если возможный Оскар за «3 билборда» я могу ещё попытаться оспорить — все же в этом фильме она не продемонстрировала что-то кардинально отличное от тех ролей, что играет последнее время — сильных, бескомпромисных женщин, но вот беременная женщина-полицейский в «Фарго» — это персонаж, который вошёл в историю. Обзор на фильм повторять не буду, если кратко — обязательно к просмотру.

После Фарго наступил период материнства и затишья — Фрэнсис снималась нечасто и на вторых ролях. Из лучших ролей, отмеченных также номинациями, остановлюсь на двух фильмах — «Почти знаменит» и «Северная страна».

У «Почти знаменит» своя атмосфера, не совсем такая, как у фильмов про рок-н-рол, как, например, у моей любимой «Рок-волна», но все же чарующая. Это как таковой фильм не про рок, а про становление. Где-то местами ванильно, слегка притянуто, но смотрится на одном дыхании, а после просмотра на душе приятно. Не это ли главное?
За роль гиперопекающей матери главного героя Фрэнсис получает очередную номинацию на Оскар.

У нее мало экранного времени, но роль достаточно нетипичная. Но я бы сказала, что главной звездой фильма является молодая Кейт Хадсон, неслучайно ее вынесли на обложку. Сделали это, кстати, в манере, которую я не одобряю — очень завлекающей излишней откровенностью.

Но тем не менее, в каком-то смысле Пенни Лайн — персонаж, воплощённый Кейт Хадсон — действительно завлекает. Ее посвященность музыке, группе позволяет нам смотреть на происходящее ее глазами. Точнее даже влюблённый в неё главный герой передаёт это чувство нам, и погружение получается полным

Я очень удивлена, что за свою работу Кейт не получила Оскара и лишь была отмечена в номинации
Приятным дополнением является музыка, которую писал сам режиссёр Кэмерон Кроу; второстепенный состав героев, среди которых такие юные Анна Пакуин, Зоуи Дешанель. Было забавно увидеть их такими, какие они были 17 лет назад.
В общем, хороший фильм для просмотра в лёгком настроении.

Сказать такое же про следующий фильм — «Северная страна» — я не смогу при всём желании. Наоборот, он подавляюще тяжёлый, хотя и дающий надежду. Посвящён, к слову, актуальной проблеме харасмента, только не приплетенного за уши, а абсолютно жизненного — это основанная на реальных событиях история девушки, которая впервые выиграла суд у компании на основании перенесенных сексуальных домогательств и бездействии руководства компании по отношению к этому.

В главной роли Шарлиз Терон, невероятно сопереживающе воплотившая свою героиню, на второстепенных планах Шон Бин, Джереми Реннер и Фрэнсис Макдорманд. Очень сильный фильм и отличные роли.

Среди прочих многочисленных работ Фрэнсис были и коммерческие проекты — Трансформеры (3я часть), комедии (Любовь по правилам и без) и боевики (Эон Флакс). Но я бы хотела отметить фильмы «Первобытный страх» — сильнейший фильм, который я уже второй раз подряд рекомендую к просмотру; и «Королевство полной луны» — однажды, когда звезды сойдутся, я сяду за написание оды Уесу Андерсону, и там будет многое написано про мой любимейший фильм, а пока просто поверьте на слово — это шедевр.

Я много также встречала положительных отзывов на «Мисс Петтигрю», особенно здесь, на Сплетнике, однако — странное дело! — фильм мне не понравился от слова совсем. Такое пустое использование таланта двух замечательных актрис — Эми Адамс и Френсис — да и мужчины (такие красавчики) не раскрыты никак.

Может, мне не понравился сам жанр — комедия положений — но абсолютно смешно не было. Много лишнего жеманства, чрезмерно утрированных эмоций — неуместным мне показалось многое, а сюжет… Не мое, в общем все не по мне в этом фильме.

Наконец, мы подошли к самой долгожданной части поста. Именно эту работу Фрэнсис я считаю самой великолепной из всего, что она делала. Это ее вершина и как актрисы, и как продюсера — полное воплощение всех ее возможностей.

«Оливия Киттеридж» — история жизни одной сложной, бескомпромиссной женщины. Мини-сериал в 4 сериях охватывает двадцатилетний период ее жизни, во время которого случалось многое — и хорошее, и — чаще — плохое. Хватить Фрэнсис за исполнение роли бессмысленно — она идеальна в подобных ролях, будто была задана для них. Для меня открытием в сериале стал сюжет. Изначально основанный на книге, состоящей из разрозненных новелл, номинально объединённых общим второстепенным персонажем — Оливией, сюжет сериала был переработан под центральную фигуру и тем самым сместил фокус книги с «хитросплетения судеб» на вполне конкретную одну судьбу женщины. Отец Оливии страдал биполярным расстройством, депрессией и покончил жизнь самоубийством, что отложило отпечаток на ее жизнь. Не совсем ясно, оттого ли она трудная, или изначальном таким характером рождённая, но близкие Оливии особенно страдали от ее отношения.

Сериал начинается с момента, когда героине 45 лет — именно в этом возрасте ее отец покончил жизнь самоубийством. Для Оливии это сложный, в чем-то поворотный момент для определения, способна ли она с собой сделать то же, что и отец когда-то. Ответ на этот вопрос она найдёт в самом конце фильма — и наконец позволит себе вздохнуть спокойно и принять свою жизнь и проступки. Забегая вперёд, скажу, что именно к финалу у меня есть единственные претензии. Хотя даже не претензии — скорее горькое жизненное понимание, что киношные раскаяния героев и осознания («я была плохой матерью. Мой сын имеет право на меня злиться») бывают только на экране. Из всего, что я смотрела по фильмографии Фрэнсис, именно этот мини-сериал заставил меня спешить к планшету за новой серией в каждую свободную минуту. Я встречала в сети отзывы, что не всем понравилась сюжетная линия сериала, немало людей писали про его затянутость, скучное повествование и малособытийность. Поэтому нужно понимать, приступая к просмотру сериала, что это картина о жизненной драме, о тихой внутренней борьбе. Жить или умереть? Остаться с мужем/женой или уйти к возлюбленному? Все в мелочах: выброшенная открытка, годы спустя принимаемая с любовью; задумчивые взгляды; цветы. Здесь не разжёвывается все до нюансов, и каждый находит что-то своё.

Для меня ключевыми стали темы авторитарности мамы и супружеского выбора, потому что именно мне в жизни близки эти темы. Я смотрела на жизнь Кристофера и понимала, насколько ему больно — эти попытки достучаться до мамы; желание получить ее признание и услышать хорошие слова и постигаемое раз за разом разочарование; слова «я отличная мать, ты должен это признать» и уставшее согласие. Классический конфликт, абсолютно идеально перенесённый на экран. Признаться, по книге (я уже упоминала, что это была одновременная книга, выигравшая в своё время Путлицеровскую премию?) я не помню такого акцентирования на данной теме, но подобное свойственно экранизациям — невозможно уложить в короткий период времени все содержание книги. К слову, в оригинальном сюжете было 13 новелл, номинально связанным персонажем Оливии — номинально, поскольку в некоторых новеллах она дальше не фигурировала, а в других была второстепенным персонажем. При переносе на экран Фрэнсис настояла, чтобы Оливия не становилась центровым персонажем, по крайней мере сразу — и это было очень удачным решением, придавшим свежесть экранизации. Лично для меня первые серии с мужем Оливии и молодым человеком с галлюцинации стали самыми удачными.

Я бы с удовольствием написала бы очень многое по этому сериалу, рассказав историю его перенесения на экран или делясь впечатлениями, однако я не умещусь в заданные размеры поста, поэтому упомяну только, что именно с этим сериалом Фрэнсис впервые получила опыт продюсирования- и он ей так пришёлся по душе, что с тех пор иди настоящего момента она выступает продюсером нескольких лент. Я искренне восхищаюсь ее работой в этом сериале и другими работами, среди которых фильм с Дакотой Фаннинг и Элизабет Бенкс «Каждая секретная вещь»

И завершая свой обзор последним вышедшим и самым громким фильмом «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», отмечу, чем меня удивил фильм: после его просмотра осталось чувство, будто это был лишь отрывок чего-то большего. Нет истории персонажей, рассказа о самом убийстве и вставок из прошлого (кроме разговоров с дочерью), завершения истории и поимки убийцы. И это приятно оживляет, заставляя самим додумывать, что было и как будет дальше. Эдакая зарисовка карандашом, короткая, бесцветная, но очень искусно исполненная. Всех персонажей преступно мало — и обидно, когда фильм кончается. Он сделан добротно. В самом лучшем значении этого слова. Актёрские работы абсолютно все изумительны. А содержание? Не знаю. Я встречала много обсуждений, станет ли фильм победителем в категории «лучший фильм 2018 года», но, как ни странно, меня это не заботит. Сейчас говорят об актуальности этого фильма — женском движении, борьбе с насилием, сильном женском персонаже, но как она мне — а разве об этом фильм? По-моему, он был бы актуален в любое время, что сейчас, что 10 лет назад, ведь он о том, как справляться в этой жизни с …хм, будь здесь функция зачеркивания, я бы написала емкое словечко, но стесняюсь… поэтому пусть будет «трудностями». Шериф, Милдред, ее сын, помощник шерифа — каждый по-разному переносит то, что его заботит, и делает выбор, что с этим делать. Я бы однозначно щедро раздала всем Оскары за роли — особенно меня покорили шериф, его жена и помощник.

Фрэнсис была хороша, но не перетягивала на себя все внимание, как это часто бывает, а скорее просто дополнила картину своей частью истории. Я не буду писать много про фильм, благо на Сплетнике уже существует десяток постов, посвященный картине, скажу только, что все лучшее (ИМХО) написано в этом посте mar-adentro

Из интересного только отмечу, как Фрэнсис получила эту роль — в начале нулевых, 14 лет назад, по ее признанию, она подошла к режиссеру Мартину МакДоне с просьбой написать роль для нее. «Обычно я так не делаю, потому что, будучи женой режиссера и видя, как подходят к Джоэлю и Итану с подобными просьбами я знаю, насколько это навязывающе. Но в этом случае все сработало, чему я очень рада». МакДона действительно писал роль под нее (как и в случае с Фарго, где роль была написана исключительно под Фрэнсис), и ему хотелось сделать фильм с сильным женским персонажем, поскольку два его прошлых фильма были сконцентрированы на мужчинах. Но поиск финасирования отнял целых 8 лет, пока наконец картина не вышла на экраны. И хотя у актрисы и режиссера были некоторые споры относительно сценария и воплощения персонажа, это были споры увлеченных общей идеей людей, испытывающих взаимное уважение. Неудивительно, что лента получилась настолько отличной.

Ну вот и все, мой обзор подошел к концу. Теперь Вы знаете больше про такую интереснейшую актрису, как Фрэнсис. Я не могу с уверенностью сказать, что она является ролевой моделью своего времени или что ей стоит таковой являться, поскольку ее бескомпромиссность немного отпугивает, а часть суждений кажется несколько возведенными в абсолют, но многим вещам от нее поучиться стоит — ироничному отношению к себе, спокойному восприятию славы, независимость суждений от трендов и политических течений, умению строить карьеру вне продюсерских протекций.

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*