Парк юрского периода: факты о фильме

Четверть века тому назад, в июне 1993 года, вышел в свет главный фантастический блокбастер 90-х — «Парк юрского периода» Стивена Спилберга. Он выступил главным драйвером бурного развития индустрии компьютерных спецэффектов и вплоть до появления «Титаника» (1997) оставался самым кассовым фильмом в истории…

Нюх на бестселлеры

История знаковой картины началась в октябре 1989 года, когда Спилберг узнал о том, что писатель Майкл Крайтон готовит к печати роман про клонирование динозавров. Режиссеру так понравилась идея возрождения вымерших ящеров с помощью передовых достижений генной инженерии, что еще до публикации книги он не торгуясь согласился заплатить автору $1,5 млн за право экранизации и выделить ему солидный процент от будущих сборов. Хотя нашлись и другие охотники — студия Warner Bros, с режиссером Тимом Бертоном, студия Columbia с режиссером Ричардом Доннером и студия 20th Century Fox с режиссером Джо Данте — сговорчивый Стивен, выступавший в союзе с Universal, легко победил всех конкурентов.

В марте 1990 года сделка была заключена, и Борода начал работу над проектом, выложив Крайтону дополнительно еще полмиллиона баксов за то, чтобы беллетрист сочинил первый вариант сценария. Поскольку в тот период времени постановщик плотно работал над сложнопостановочной киносказкой «Капитан Крюк» (1991), препродакшн затянулся. Последнюю, третью версию сценария от драматурга Дэвида Кеппа утвердили только к лету 1992 года.

Толпа докторов

Сэма Нила взяли на главную мужскую роль всего за месяц до съемок. До него режиссер пытался договориться с Уильямом Хертом, а потом с Харрисоном Фордом, однако те по разным причинам не смогли сыграть доктора Гранта. Роль доктора Саттлер безуспешно предлагали Робин Райт и Жюльет Бинош, хотя Спилберг с самого начала хотел, чтобы эта партия досталась Лоре Дерн — так и вышло.

Забавная история произошла с доктором Йеном Малькольмом. К получению этой роли был невероятно близок… комик Джим Кэрри! Он очаровал на пробах всех, но настолько перетягивал внимание на себя, что ему с сожалением отказали. В итоге директор по кастингу Джанет Хиршензон, прочитавшая книгу Крайтона, веско заявила, что считает идеальным кандидатом Джеффа Голдблюма. Вот так он и стал на экране доком Малькольмом.

На роль девочки Лекси претендовала юная Кристина Риччи. Спилбергу она понравилась, тем не менее, он счел ее в данном конкретном случае не подходящей по темпераменту и утвердил кандидатуру звезды «Дрожи земли» Арианы Ричарде. А Джозефа Маццелло на роль Тимми постановщик утвердил лично, так как ранее обещал ему, не прошедшему пробы в «Капитана Крюка», роль в следующем своем фильме.

Создателя парка юрского периода Хэммонда мог сыграть Шон Коннери. Увы, шотландский актер отклонил соответствующее предложение, и роль ушла к британскому фильммейкеру Ричарду Аттенборо.

Воскрешая вымерших

Препродакшн занял целых 25 месяцев, которые были потрачены в основном на отработку методик создания динозавров. Сначала провели тесты с роботами, но быстро стало ясно, что электромеханические куклы годятся только для крупных планов морд и отдельных частей тел ящеров. Изображать бег и совершать сложные маневры они не могли. А огромного диплодока построить таким образом вообще было невозможно: он развалился бы под собственным весом. Покадровая же анимация с миниатюрами выглядела в начале 90-х ужасно архаичной: от нее решительно отказались на ранних стадиях разработки проекта.

Дело пахло технологическим тупиком, спецы не знали, что предпринять, но тут на помощь пришел Деннис Мурен из компании цифровых спецэффектов Industrial Light & Magic. Он заявил, что как раз доводит до ума компьютерную анимацию живых объектов и предоставил постановщику несколько демороликов с бегущими динозаврами. Увидев, насколько реалистичными получились виртуальные твари, Спилберг выпал в осадок и решил использовать возможности полигональной графики по максимуму.

Правда, тогда цифровые чудеса стоили жутко дорого и на них уходила прорва времени. Поэтому в большинстве сцен с доисторическими монстрами все же снялись роботы, собранные командой Фила Типиетта. Самым крупным из них был тираннозавр. Аниматронная модель чудовища весила 6 тонн и была ростом более 6 метров — при длине в 12 метров.

Чудо-остров

Съемки «Парка юрского периода» начались 24 августа 1992 года и продлились до 30 ноября. Часть материала запечатлели на пленку в Калифорнии и на Коста-Рике, но в основном голливудцы работали на острове Кауаи, Гавайи. Несмотря на то, что в сентябре команде Спилберга пришлось временно эвакуироваться из-за урагана, съемочный процесс был организован настолько четко, что фильммейкерам удалось завершить его на 12 дней раньше изначально утвержденного срока.

Правда, пропорционально сэкономить бюджет не вышло. Аниматронные динозавры все время ломались и требовали ремонта. Тираннозавр однажды так намок под дождем, что набрал за счет впитавшейся в шкуру воды лишнюю тонну веса и стал неуправляем. Техники ночь напролет сушили робота тепловыми пушками, дабы вернуть его в строй, после чего пришлось соорудить над моделью тираннозавра особый козырек, отклонявший ливневые струи с пути механического монстра.

В общем, хорошо, что парни хоть уложились в смету — у менее опытного постановщика перерасход был бы неизбежен. Но Спилберг, который пережил уйму неприятных минут на съемках «Челюстей», объясняясь с продюсерами по поводу резкого разбухания бюджета, с тех пор научился удерживать траты под контролем.

Звонок другу

Режиссер был уверен в кассовом успехе «Парка юрского периода» и выкинул номер, поразивший даже видавших виды коллег. Он практически устранился от постпродакшна ленты, переложив сей прочесе на плечи профессионалов. И назначил главным своего старого друга Джорджа Лукаса. Столь рискованный шаг был связан с тем, что Стивен уже был вовсю занят «Списком Шиндлера» (1993) и, чтобы успеть выпустить драму о Холокосте в «оскаровский» сезон, должен был начать над ним работу как можно раньше. Это не означало, что он совсем отпустил вожжи, тем не менее, Борода счел, что вполне разумно доверить технические вопросы автору «Звездных войн», который именно по этой части был более подготовлен, чем он сам.

Что ж, Лукас не подвел. Дотошный перфекционист, он добился от компьютерщиков максимально реалистичного сведения «живой» картинки с цифровыми чудищами. И подчистил хвосты, на которые другие не обратили внимания. Джордж настоял на том, чтобы лица каскадеров везде перерисовали с помощью спецэффектов, чтобы они стали похожи на лица актеров. А также отшлифовал сцену, где герои пытаются спуститься с дерева раньше, чем на них упадет застрявший в ветвях джип. Даже сегодня, когда компьютерная графика достигла пика развития, только очень внимательные зрители замечают, что в данном эпизоде автомобиль цифровой, а не настоящий.

Дети прежде всего

Хотя «Парк юрского периода» изобилует опасными трюками и экшном с участием детей, на деле съемки сцен с юными артистами проходили в полностью контролируемых условиях, исключающих любые угрозы. С тех пор, как на кинопроекте «Сумеречная зона» (1993) погибли несовершеннолетние актеры, Спилберг, бывший одним из авторов антологии, крайне жестко соблюдал технику безопасности.

Разве что в ходе работы с рапторами Джозеф Маццелло однажды с размаху налетел на динозавра, заработав несколько легких ушибов и царапин. Любопытно, что эта сцена снималась в день рождения мальчика — 21 сентября.

Кроме того, в сцене, когда ти-рекс ломился в машину с Лекси и Тимом, техники перестарались: морда монстра выбила прозрачную крышу «форда», и та упала на детей. Поскольку она была сделана из легкого пластика, малолетние лицедеи не пострадали. Но от неожиданности наорались знатно, так как по сценарию динозавр не должен был проникнуть в тачку, и им об этом сказали. Постановщику же так понравилась абсолютно ненаигранная реакция подростков, что он вставил случайно получившийся ударный момент в фильм.

Мировой рекорд

Премьера блокбастера состоялась 9 июня 1993 года и, как и ожидали ее создатели, подняла колоссальную волну зрительского интереса. Только на родине «Парк юрского периода» собрал $357 млн: его посмотрели 86 миллионов американцев. То есть две трети всего населения страны!

В мировом бокс-офисе картина срубила феноменальные по тем временам $914 млн. Считается, что Спилберг лично заработал на ней $250 млн. Неудивительно, что динофраншиза дожила до нашего времени — и «Мир юрского периода 2» выходит как раз к ее 25-летию.

13.06.18
© Елена Чекулаева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*