Кинофестиваль Канны-2018

Вопреки оптимистическим прогнозам, фильм «Лето» опального режиссера Кирилла Серебренникова остался без главных наград 71-го Каннского кинофестиваля. Но музыкальный черно-белый байопик о Викторе Цое и Майке Науменко все же был очень тепло принят на форуме, удостоившись самых лестных отзывов критики…

Годар остался дома

То ли прошлогодний каннский успех «Нелюбви» Андрея Звягинцева помешал вновь обласкать картину из России (жирно будет!), То ли нежелание жюри смотра во главе с Кейт Блашпетт касаться спорных вопросов (Серебренников находится под домашним арестом по обвинению в мошенничестве), но награды достались в этом сезоне лентам из других стран.

Основной приз фестиваля — «Золотая пальмовая ветвь» — достался драме «Магазинные воришки» японца Хирокадзу Корээда. История бедной, но счастливой семьи, в которой происходит раскол, когда к ней прибивается девочка-найденыш, покорила каннскую публику.

Что касается Гран-при жюри, он ушел «Черному клановцу» афроамериканца Спайка Ли. Эта драма с элементами сатирической комедии повествует о чернокожем копе, придумавшем в 1979 году оригинальную схему для подпольного внедрения в структуры ку-клукс-клана.

Обычным Призом жюри отметили драму «Капернаум». Работа ливанской кинематографистки Надин Лабаки, в которой снялись непрофессиональные актеры, повествует о детях, подавших иск против собственных родителей.

Наконец, Специальный приз жюри вручили французскому классику Жан-Люку Годару за его очередной экспериментальный опус «Образ и речь», бессюжетную притчу о природе визуальных искусств и ее связи с языком. Ну, как вручили: мэтр принципиально не ездит в Канны, так что получил он свой трофей заочно.

Казахстан рулит!

Лучшим режиссером на кинофоруме стал представитель Польши Павел Павликовский. В конкурсе он был представлен ретродрамой «Холодная война» — элегантной ностальгической лав стори, разворачивающейся на фоне политического противостояния великих держав Запада и СССР в 50-е годы XX века.

Несколько неожиданно премию за лучшую женскую роль вручили казахстанской актрисе Самал Еслямовой. Она сыграла в драме Сергея Дворцевого «Айка», описывающей непростую жизнь типичной трудовой мигрантки в Москве.

За лучшую же мужскую роль наградили итальянца Марчелло Фонте за его участие в «Догмэне» Маттео Гарроне. Сюжет картины вращается вокруг избегающего конфликтов собачьего парикмахера, волею судеб оказывающегося втянутым в противостояние с боксером-задирой.

Интересно вышло с призом за лучший сценарий. Его пришлось поделить между итальянкой Аличе Рорвахер («Счастливый Лазарь») и иранскими фильммейкерами Джафаром Панахи и Надер Севар («Три лица»). «Счастливый Лазарь» — это история необычной дружбы между чистосердечным простаком и избалованным аристократом. А «Три лица» — полудокументальный портрет трех поколений актрис, заставших различные эпохи в политической жизни Ирана. Что характерно, Панахи, подобно Серебренникову и Годару, не приехал в Канны. В его случае с 2010 года действует запрет властей покидать страну из-за диссидентских взглядов.

Мальчик на пуантах

Согласно последним трендам, на фестивале поднималась тема сексуального насилия и гендерного разнообразия. В последнем случае это помогло получить премию «Золотая камера» за лучший дебют драме бельгийца Лукаса Донта «Девочка». Речь в этой ленте идет о 15-летнем парне-трансгендере, мечтающем стать балериной. Также фильм удостоился приза ФИПРЕССИ.

Кроме того, приз ФИПРЕССИ достался южнокорейскому триллеру «Пылающий» Ли Чхан-дона. Картина по рассказу Харуки Мураками на тему личных секретов, переворачивающих жизни людей, числилась среди фаворитов смотра, однако как-то ухитрилась пролететь мимо основных наград.

Возвращаясь к российскому «Лету», то ему свезло получить лишь поощрительную премию как лучшему фильму от журнала «Ле Фильм Франсез». И премию за лучшую музыку: ее увезли домой Роман Билык (Рома Зверь) (к слову, он сыграл в серебренниковской драме Майка Науменко) и Герман Осипов. Все равно это очень неплохой результат. Для сравнения, работы таких мастеров, как Цзя Чжанка («Пепельный — самый чистый белый»), Асгар Фархади («Все знают»), Кристоф Оноре («Нравиться, любить и быстро бегать») и Нури Бильге Джейлан («Дикая груша») вообще остались без Каннских трофеев.

24.05.18
© Елена Чекулаева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*