Итоги. 70-й Каннский кинофестиваль 2017

итоги Каннского кинофестиваля

Завершил свою работу юбилейный, 70-й Каннский кинофестиваль. И если в пару предыдущих лет вердикты жюри форума довольно серьезно расходились с ожиданиями публики и экспертов, в текущем сезоне список лауреатов оказался не то чтобы предсказуемым — скорее, не вызывавшим особых вопросов…

Русские в городе

Самый приятный момент церемонии награждения — это, конечно, приз жюри, ушедший нашему Андрею Звягинцеву за «Нелюбовь». Эта драма о том, как тяжелый развод сказывается на ребенке, чувствующем себя ненужным обоим родителям, невольно определила основную тему смотра: лицемерие, двуличие, дефицит любви и эмпатии, разрушающие и искажающие нормальные отношения людей.

К слову, каннский рейтинг Звягинцева явно растет со временем. За «Елену» (2011) он взял приз жюри в программе «Особый взгляд», за «Левиафана» (2014) — премию в основном конкурсе за лучший сценарий. Последний раз он уезжал с Лазурного берега без трофеев в 2007, когда снял не слишком удачное «Изгнание».

А вот украинскому постановщику Сергею Лознице не повезло. Он не понял, что мода на постсоветскую «чернуху» ушла — и со своей драмой «Кроткая», с изрядными вольностями перенесшей сюжет одноименной повести Ф.М.Достоевского в современность, крупно пролетел. Его кино, рисующее жизнь в России как беспросветный ад на грани сюрреализма, вызвало явное неприятие у европейской публики. Несмотря на очевидное мастерство этого художника.

Шведский квадрат

Что касается «Золотой пальмовой ветви» и титула лучшего фильма, их завоевала едкая социальная сатира шведа Рубена Эстлунда «Квадрат», чем-то напоминающая прошлогоднего триумфатора «Тони Эрдманна». Герой картины — куратор музея современного искусства, то и дело становящийся свидетелем неловких ситуаций, высвечивающих фальшь и ханжество, на которых зиждется современное буржуазное общество.

Награда за режиссуру ушла американке Софии Копполе, снявшей «Роковое искушение» с Колином Фарреллом, Николь Кидман и Кирстен Данст — ремейк вестерна «Обманутый» (1971) с Клинтом Иствудом. Это история о том, как появление мужчины в женском пансионе превращает мирную сестринскую обитель в клубок интриг и поле жестокого соперничества.

Больше всех удивился присуждению приза как лучшему актеру тот, кто его получил, — американец Хоакин Феникс. В драмтриллере Линн Рэмси «Тебя здесь никогда не было» он сыграл бывшего вояку, взявшего на себя миссию спасать девушек из лап воротил секс-траффика. К слову, данная картина также завоевала награду за лучший сценарий, хотя и разделила ее с работой грека Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя» все с теми же Фарреллом и Кидман, фильмом о семейной драме, потребовавшей высочайшей жертвы со стороны главного героя.

Французский след

Что касается хозяев кинофорума, галлы в этом году были не на первых ролях. Франция со скрипом может записать себе в актив премию за лучшую женскую роль Дайан Крюгер (хотя по происхождению актриса является немкой) в германской драме немецкого турка Фатиха Акина «На пределе» — о молодой женщине, взыскующей мести за гибель родных от рук террористов. Зато уже без каких-либо оговорок именно французам достался гран-при жюри: его удостоилась драма Робена Кампийо «120 ударов в минуту» на тему борьбы со СПИДом в 90-х годах XX века.

Были шансы блеснуть у байопика Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар» с Луи Гаррелем в главной рати, но жюри во главе с Педро Альмодоваром не очень-то понравилось, что вместо режиссерских достижений Жан-Люка Годара в фокусе сюжета оказались отношения героя с актрисой Анной Вяземски.

Австрийский пример

Поучительная коллизия случилась с австрийцем Михаэлем Ханеке. Дважды бравший «Золотую пальмовую ветвь» за лучший фильм («Белая лента», «Любовь»), на сей раз мэтр остался на бобах. Сняв драму «Хэппи-энд» с Жан-Луи Трентиньяном и Изабель Юппер о разложении европейской буржуазной семьи на фоне иммиграционного кризиса в ЕС, он слишком больно наступил па мозоли многим уважаемым членам общества, воспринявшим шпильки «Квадрата» как легкую щекотку.

Безжалостный взгляд хирурга (если не патологоанатома) от кинематографа, свойственный Ханеке, жюри и значительной части публики выдержать не удалось. И призы обошли «Хэппи-энд» стороной. Если правда глаза колет — просто отведи взгляд.

 

10.06.2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*